Эксперты: Велосипед способен "выбить" пробки с нижегородских дорог
Есть ли у Нижнего Новгорода эффективное средство от автомобильных пробок
ОТ Европы далеко
- У нас "удельный вес" автомобилей на тысячу человек населения составляет примерно 280 единиц, - сообщил на "транспортном" круглом столе, прошедшем в нижегородском филиале "РГ" в формате видеоконференции, инициатор общественного транспортного совета в Нижнем Новгороде Евгений Овчинников. - В Европе этот показатель - более 400 пунктов, так что нам есть "к чему стремиться".
Но там, по словам экспертов - участников круглого стола, более приспособлены под автомобили улицы городов (в плане парковок и рядности движения), как часы работает общественный транспорт (ОТ) и создана инфраструктура для велосипедистов.
- Глянем на улицы, во дворы и представим на секунду, что число автомобилей в Нижнем Новгороде удвоилось, - развивает мысль Овчинников. - Если бы наши автобусы и трамваи ходили четко по расписанию, то наверняка у многих тогда возникла бы мысль бросить авто и воспользоваться услугами общественного транспорта.
Но ОТ приволжской столицы, по словам Овчинникова, последние 20 лет выполняет главным образом социальные программы, а общественность, к сожалению, не может участвовать в решении транспортных проблем - ее голос отцы города не слышат. Есть надежда, что с созданием общественного транспортного совета диалог власти и горожан наладится.
Палки в два колеса
А поговорить нижегородцам с чиновниками есть о чем. Хотя бы о роли двухколесного транспорта, которому в приволжской столице уготована участь пасынка.
- Велосипеды и скутеры - основной путь решения проблемы пробок, - уверен политолог Иван Юдинцев. - Населению многих европейских и азиатских городов именно двухколесные "друзья" позволили избежать транспортного паралича. В Вене и Мюнхене, где мне доводится часто бывать по работе, я смело сажусь на велосипед - там созданы все условия для передвижения на двухколесном транспорте. А в родном городе велосипедист чаще всего - нарушитель, здесь доминируют машины. Авто нужно для поездки в деревню или на дачу, в городе же огромный джип - помеха. Чем и как регулировать соотношение двухколесных и четырехколесных транспортных средств на городских дорогах - отдельный вопрос. Но то, что проблема есть, - очевидно.
По словам политолога, разным мэрам Нижнего Новгорода в разные годы не раз указывалось на необходимость строительства велодорожек. "Дорого", - отвечали градоначальники. Но вода камень точит: добилось же столичное движение "ЗаВело" организации велосипедных дорожек на Воробьевых горах, утверждает Юдинцев. Хороший пример для нижегородцев.
Была бы властная воля
Согласен с политологом в том, что следует быть настойчивее, и депутат нижегородской Гордумы Игорь Богданов (кандидат в мастера велоспорта, к слову):
- Вопрос об организации велосипедных дорожек необходимо поднимать как можно чаще. Очевидно, что денег больших тут не надо, нужны воля и закон. Теперь пешехода на зебре пропускают почти все водители - привыкли к требованиям за десять-пятнадцать лет. То же самое произойдет и с велосипедом, если его "узаконить". В нормативных актах надо прописать, что каждое предприятие должно организовать для своих сотрудников велостоянки - уже полдела. Зажечь "зеленый" для велосипедистов на улицах города, построить фуникулер от Скобы до кремля, чтобы людям физически не очень крепким легче было подниматься в гору. И сразу все эти вещи заложить в программу развития города - вот тогда будет результат. Правда, людям в больших машинах сложно это осознать. "Ну зачем нам это надо?" - недоумевал как-то на днях один из градоначальников в разговоре об организации велодорожек.
Что касается дорожной грамотности велосипедистов, то здесь Богданов проблем не видит: изучение правил дорожного движения на должном уровне можно организовать в школах.
Дорожки нарисуем, а стоянки уже есть
Город Выкса, представители которого присутствовали на круглом столе благодаря видеосвязи, оказался несколько более продвинутым в велосипедном плане, нежели Нижний Новгород.
- Велодорожек у нас тоже нет, а вот стоянки для двухколесного транспорта уже появились, их построили для своих работников руководители некоторых предприятий, - поделился опытом глава администрации городского округа "город Выкса" Игорь Раев. - А в новом стоящемся сейчас микрорайоне будут и дорожки, они заложены в проект. Для Выксы проблема автомобильных пробок пока не столь актуальна, как для Нижнего Новгорода, но в час пик и у нас можно 10 километров преодолевать на машине в течение 40 минут. Мы уже избавились от части светофоров, организовав на перекрестках круговое движение - пока это несколько снизило напряжение на дорогах. Но тенденция к увеличению числа автомобилей по-прежнему стабильна, так что и нам предстоит решать проблему организации инфраструктуры для велосипедистов.
При этом, по словам сотрудников выксунской администрации, общественный транспорт работает нестабильно, из чего можно предположить дальнейшее увеличение спроса на личные транспортные средства. В том числе скутеры и велосипеды. Для последних местные власти намерены уже в ближайшее время "нарисовать" выделенные полосы на дорогах общего пользования.
Скутер катит в районы
Кстати, о скутерах: в Выксе специалисты предрекают самый настоящий бум спроса на эти двухколесные машины в самое ближайшее время.
- Период с 2005 по 2009 год в Нижнем Новгороде отмечен ростом продаж скутеров, но в последние три года здесь наблюдается снижение спроса, - говорит Владимир Ворожцов, директор торговой компании. - Зато сейчас скутеры хорошо покупают в районах области.
Что касается ужесточения требований к владельцам скутеров (в плане уравнения их в правах с мотоциклистами), то в этой части Ворожцов абсолютно согласен с сотрудниками ГИБДД:
- Если скутеристам скажут: "Без прав нельзя", то хотя бы половина из них поостережется выезжать на дороги общего пользования без водительского удостоверения.
Игорь Михайлушкин, руководитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Нижегородской области:
- Скутеристы ежегодно "отмечаются" ростом числа ДТП с их участием. Сначала - лет 6-7 назад - количество таких аварий исчислялось десятками. В 2011 году их было более 400, в этом уже перевалило за 100. Мое мнение такое: велосипедисты должны ездить по специально отведенным дорожкам, если таковые имеются, а скутеристы - по дорогам общего пользования. Причем в идеале водитель скутера должен быть старше 16 лет, иметь водительское удостоверение хотя бы категории "А" (или знать ПДД на уровне шофера), соответствующее снаряжение (шлем, налокотники).
Мы же оказались не готовы к нашествию скутеристов прежде всего в морально-психологическом плане: эту машину многие взрослые рассматривают как игрушку, дарят подросткам на развлечение... А раз не требуют с владельца водительского удостоверения, значит, считают некоторые, за рулем можно выпить, нарушить ПДД. С такой низкой водительской дисциплиной снижения числа ДТП с участием скутеристов ждать не приходится.