21.06.2012 11:31
Рубрика: Дороги

Мегаполис ищет место для велодорожек

Есть ли у Нижнего Новгорода эффективное средство от автомобильных пробок
Приволжской столице и даже не самым крупным райцентрам Нижегородской области с каждым годом все труднее становится "переваривать" постоянно уплотняющийся дорожный трафик и стабильно растущее число автомобилей, связанное с их доступностью.

ОТ Европы далеко

- У нас "удельный вес" автомобилей на тысячу человек населения составляет примерно 280 единиц, - сообщил на "транспортном" круглом столе, прошедшем в нижегородском филиале "РГ" в формате видеоконференции, инициатор общественного транспортного совета в Нижнем Новгороде Евгений Овчинников. - В Европе этот показатель - более 400 пунктов, так что нам есть "к чему стремиться".

Но там, по словам экспертов - участников круглого стола, более приспособлены под автомобили улицы городов (в плане парковок и рядности движения), как часы работает общественный транспорт (ОТ) и создана инфраструктура для велосипедистов.

- Глянем на улицы, во дворы и представим на секунду, что число автомобилей в Нижнем Новгороде удвоилось, - развивает мысль Овчинников. - Если бы наши автобусы и трамваи ходили четко по расписанию, то наверняка у многих тогда возникла бы мысль бросить авто и воспользоваться услугами общественного транспорта.

Но ОТ приволжской столицы, по словам Овчинникова, последние 20 лет выполняет главным образом социальные программы, а общественность, к сожалению, не может участвовать в решении транспортных проблем - ее голос отцы города не слышат. Есть надежда, что с созданием общественного транспортного совета диалог власти и горожан наладится.

Палки в два колеса

А поговорить нижегородцам с чиновниками есть о чем. Хотя бы о роли двухколесного транспорта, которому в приволжской столице уготована участь пасынка.

- Велосипеды и скутеры - основной путь решения проблемы пробок, - уверен политолог Иван Юдинцев. - Населению многих европейских и азиатских городов именно двухколесные "друзья" позволили избежать транспортного паралича. В Вене и Мюнхене, где мне доводится часто бывать по работе, я смело сажусь на велосипед - там созданы все условия для передвижения на двухколесном транспорте. А в родном городе велосипедист чаще всего - нарушитель, здесь доминируют машины. Авто нужно для поездки в деревню или на дачу, в городе же огромный джип - помеха. Чем и как регулировать соотношение двухколесных и четырехколесных транспортных средств на городских дорогах - отдельный вопрос. Но то, что проблема есть, - очевидно.

По словам политолога, разным мэрам Нижнего Новгорода в разные годы не раз указывалось на необходимость строительства велодорожек. "Дорого", - отвечали градоначальники. Но вода камень точит: добилось же столичное движение "ЗаВело" организации велосипедных дорожек на Воробьевых горах, утверждает Юдинцев. Хороший пример для нижегородцев.

Была бы властная воля

Согласен с политологом в том, что следует быть настойчивее, и депутат нижегородской Гордумы Игорь Богданов (кандидат в мастера велоспорта, к слову):

- Вопрос об организации велосипедных дорожек необходимо поднимать как можно чаще. Очевидно, что денег больших тут не надо, нужны воля и закон. Теперь пешехода на зебре пропускают почти все водители - привыкли к требованиям за десять-пятнадцать лет. То же самое произойдет и с велосипедом, если его "узаконить". В нормативных актах надо прописать, что каждое предприятие должно организовать для своих сотрудников велостоянки - уже полдела. Зажечь "зеленый" для велосипедистов на улицах города, построить фуникулер от Скобы до кремля, чтобы людям физически не очень крепким легче было подниматься в гору. И сразу все эти вещи заложить в программу развития города - вот тогда будет результат. Правда, людям в больших машинах сложно это осознать. "Ну зачем нам это надо?" - недоумевал как-то на днях один из градоначальников в разговоре об организации велодорожек.

Что касается дорожной грамотности велосипедистов, то здесь Богданов проблем не видит: изучение правил дорожного движения на должном уровне можно организовать в школах.

Дорожки нарисуем, а стоянки уже есть

Город Выкса, представители которого присутствовали на круглом столе благодаря видеосвязи, оказался несколько более продвинутым в велосипедном плане, нежели Нижний Новгород.

- Велодорожек у нас тоже нет, а вот стоянки для двухколесного транспорта уже появились, их построили для своих работников руководители некоторых предприятий, - поделился опытом глава администрации городского округа "город Выкса" Игорь Раев. - А в новом стоящемся сейчас микрорайоне будут и дорожки, они заложены в проект. Для Выксы проблема автомобильных пробок пока не столь актуальна, как для Нижнего Новгорода, но в час пик и у нас можно 10 километров преодолевать на машине в течение 40 минут. Мы уже избавились от части светофоров, организовав на перекрестках круговое движение - пока это несколько снизило напряжение на дорогах. Но тенденция к увеличению числа автомобилей по-прежнему стабильна, так что и нам предстоит решать проблему организации инфраструктуры для велосипедистов.

При этом, по словам сотрудников выксунской администрации, общественный транспорт работает нестабильно, из чего можно предположить дальнейшее увеличение спроса на личные транспортные средства. В том числе скутеры и велосипеды. Для последних местные власти намерены уже в ближайшее время "нарисовать" выделенные полосы на дорогах общего пользования.

Скутер катит в районы

Кстати, о скутерах: в Выксе специалисты предрекают самый настоящий бум спроса на эти двухколесные машины в самое ближайшее время.

- Период с 2005 по 2009 год в Нижнем Новгороде отмечен ростом продаж скутеров, но в последние три года здесь наблюдается снижение спроса, - говорит Владимир Ворожцов, директор торговой компании. - Зато сейчас скутеры хорошо покупают в районах области.

Что касается ужесточения требований к владельцам скутеров (в плане уравнения их в правах с мотоциклистами), то в этой части Ворожцов абсолютно согласен с сотрудниками ГИБДД:

- Если скутеристам скажут: "Без прав нельзя", то хотя бы половина из них поостережется выезжать на дороги общего пользования без водительского удостоверения.

Комментарий

Игорь Михайлушкин, руководитель отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Нижегородской области:

- Скутеристы ежегодно "отмечаются" ростом числа ДТП с их участием. Сначала - лет 6-7 назад - количество таких аварий исчислялось десятками. В 2011 году их было более 400, в этом уже перевалило за 100. Мое мнение такое: велосипедисты должны ездить по специально отведенным дорожкам, если таковые имеются, а скутеристы - по дорогам общего пользования. Причем в идеале водитель скутера должен быть старше 16 лет, иметь водительское удостоверение хотя бы категории "А" (или знать ПДД на уровне шофера), соответствующее снаряжение (шлем, налокотники).

Мы же оказались не готовы к нашествию скутеристов прежде всего в морально-психологическом плане: эту машину многие взрослые рассматривают как игрушку, дарят подросткам на развлечение... А раз не требуют с владельца водительского удостоверения, значит, считают некоторые, за рулем можно выпить, нарушить ПДД. С такой низкой водительской дисциплиной снижения числа ДТП с участием скутеристов ждать не приходится.