Долгострой Мариинки-2 давно связан с историей "Белых ночей", все последние годы ожидавших торжественной церемонии открытия новой Второй сцены. И вот в юбилейные "Ночи" вхождение в здание Мариинки-2 все-таки случилось - причем не в сапогах и в строительных касках, что подразумевает пока состояние здания, а в вечерних туалетах. На отделанных территориях пятого этажа Валерий Гергиев провел экспресс-концерт с участием солистов театра - Ильдара Абдразакова, Алексея Маркова и Виктории Ястребовой, парадный прием и экскурсию для избранных по помещениям строящегося здания. Ночной променад серьезно впечатлил министров и группу гостей, среди которых были Герман Греф, Алексей Кудрин - сопредседатели Попечительского совета Мариинского театра, руководители канадского архитектурного бюро Diamond and Schmitt Architects, разработавшие проект Мариинки-2. Экскурсанты оценили, кстати, не только грандиозные масштабы будущего театра, но и плачевное состояние исторического здания Мариинки, чей облупленный фасад упорно "красовался" в гигантских панорамных окнах нового здания. Владимир Мединский обозначил очередной срок сдачи строящегося театра - апрель 2013 года, добавив, что Мариинка-2 станет "самым современным театром в мире" и "отправной точкой для создания театрального квартала, равного которому не будет нигде".
"Квартальная" идея, кстати, - из разряда ключевых для Гергиева и Джека Даймонда, которые изначально подразумевали создание в районе Театральной площади зоны, объединяющей несколько культурных объектов по образцу актуальных в мире центров искусств (в Валенсии, в Пекине, в Нью-Йорке, в Осло и т.д.): Петербургская консерватория, Мариинский театр, Мариинка-2, Концертный зал Мариинка-3. Теперь будущее такого проекта возможно, причем вполне обозримое, учитывая неожиданно бурный темп стройки Мариинки-2 - в отличие, скажем, от еще одного постыдно зависшего на годы столичного долгостроя - московского театра "Геликон-Опера" на Большой Никитской улице, также вписывающегося в уникальный культурный квартал, который может быть создан в Москве - Консерватория, ГИТИС, "Геликон-Опера", Театр Маяковского, Театр "У Никитских ворот", "Театр Около". Однако на Никитской стоит упорная гробовая тишина. А по поводу бурно растущей Мариинки-2 Валерий Гергиев заметил:
- Для нас очень важно, что министр культуры побывал на объекте. Здесь все радикально изменилось с того момента, как в декабре на строительстве появился Марат Оганесян, назначенный руководителем Северо-Западной дирекции. Также на объект пришел Вадим Николаевич Александров, почетный гражданин Петербурга, глава "Метростроя", генподрядчика Мариинки-2. До этого лет семь мы вообще не понимали, с кем работаем. А теперь все пошло быстро, и мы уверены, что Вторая сцена откроется к следующим "Звездам Белых ночей". И Мариинский театр заслуживает, чтобы это стало большим мировым событием. Мы заказали композитору Родиону Щедрину написать новую оперу к открытию.
Пока же стройка в Мариинском-2 в самом разгаре. Идет облицовка фасадов, внутренняя отделка, монтируется декоративная стена из оникса - один из главных элементов декора в фойе. Зрительный зал с еще отсутствующими ярусами балконов выглядит гигантской полой подковой, а вместо сцены пока - тысячи квадратных метров пустого пространства. Архитектор Джек Даймонд поясняет:
- Все делается абсолютно так, как было задумано. Мы только изменили план зрительного зала, поскольку он был спроектирован не нами, и приспособили фундаменты, сделанные по предыдущему проекту. И в этом вопросе мы были бескомпромиссны, потому что наше решение принципиально для акустики. Главное для нас, чтобы соблюдалось качество работы: в деталях, в узлах. Мы должны все держать под контролем. Например, кресла для зрительного зала изготавливаются в Италии, и мы специально посылали туда нашего сотрудника, чтобы он мог на месте проконтролировать продукцию. Пять раз мы вносили поправки, пока не добились результата, который нас устраивает. И так - по каждой детали. В этом и есть секрет успеха: внимательность и настойчивость.
Помощник Джека Даймонда архитектор Герри МакКласки перед отлетом в Канаду обсуждает на стройке детали монтажа ониксовых панелей, эффектно декорирующих стены зрительского фойе. Блок оникса можно пилить в разных направлениях: от этого зависит рисунок.
- Ониксом будет инкрустирован со стороны фойе весь зал?
Герри МакКласки: Да. И особенно нарядным будет вечерний вид фойе, когда вы с улицы через панорамные окна сможете видеть все, что здесь происходит, - публику, интерьеры, ониксовую стену. Возможно, в Мариинке-2 будет самое крупное в Европе собрание оникса, потому что его не так много на нашей планете.
Кроме оникса в отделке нового театра используется мрамор, камень, паркет, бук, хрусталь. По проекту предполагалось, что основным материалом в отделке музыкального зала будет дерево. Но, как заметил МакКласки, из-за российских пожарных норм идея эта оказалась абсолютно неосуществимой. Теперь стены будут покрывать гипсовой штукатуркой акустического качества и колорировать под дерево.
- В Торонто в оперном театре вы делали в зале многочисленные акустические коррекции, добиваясь максимального эффекта в каждой точке зала за счет изменения объемов, рельефов стен, балконов. В Мариинке-2 планируется такая работа?
Герри МакКласки: Здесь каждая деталь балконов, сам их дизайн предполагают отражение, реверберацию звука. Балконы делаются из акустического дерева - бука, паркетные полы изогнуты. Форма балконов напоминает лепестки, накладывающиеся друг на друга. Это очень сложная геометрия для дерева: можно сказать, деревянная скульптура. Кстати, в отличие от театра в Торонто, где мы не фокусируем иерархию в зале, здесь, по русской традиции, в центральной части балконов предусмотрена царская ложа. Но комфорт будет обеспечен каждому зрителю: в партере и на балконах - наклонные полы, чтобы с каждого места было хорошо видно, деревянные стулья - с мягкой обивкой.
Комфорт для 2000 зрителей новой Мариинки-2 продуман и в фойе. Прогулочная зона с гигантскими окнами-витринами, открывающими вид на живой Петербург (между прочим, транслирующими также и модную идею открытости и прозрачности жизни, которую стекло прекрасно символизирует), буфеты и бары, эскалаторы в гардеробы, небольшие аудитории с амфитеатрами для пресс-конференций и камерных концертов. Самой активной частью интерьера в фойе станет стеклянная лестница: ее ступени из матового стекла должны "сбегать" по спирали с верхнего уровня фойе вниз, образуя "прогулочный" маршрут. Но самый неожиданный сюрприз задуман для публики не в театре, а на крыше Мариинки-2, где создана зона для "променада" и где с высоты птичьего полета можно созерцать всю петербургскую красоту - архитектурные ансамбли, каналы, соборы. Это не все: как раз напротив фасада исторического здания Мариинского театра на крыше, где пока еще не засияла подсвеченная изнутри стеклянная подкова, символизирующая северное солнце, соорудили каменный амфитеатр, имитирующий сегмент древнегреческого. В летние петербургские белые ночи здесь будут проходить концерты в живой ландшафтной декорации. Желающие могут брать с собой подушечки, как в Древней Греции или Байройте, устраиваться поудобнее. Музыки в Петербурге станет больше, а впечатляющая панорама Мариинского "квартала" - от исторического здания на Театральной площади, Второй сцены на Крюковом канале до Концертного зала на улице Декабристов - уже открылась с высоты новой петербургской крыши. И это аргумент в пользу государства, чья культура признана мировым достоянием и уж в своей стране должна занимать соответствующие позиции в иерархии ценностей.
Справка "РГ"
Здание Мариинки-2 имеет 7 надземных этажей и 3 подземных, три сцены - главную, арьерную и репетиционную, подъемную оркестровую яму на120 человек.