28.06.2012 09:29
    Поделиться

    Тульские блогеры подвигли мэрию к строительству велодорожек

    По инициативе тульских блогеров состоялся велопробег, призывающий власти создать в городе оружейников велоинфраструктуру. И город подумал: а почему бы нет?

    Заместитель начальника городского управления транспорта, связи и дорожного хозяйства Вера Коротких сообщила о начале подготовительных работ по обустройству велодорожек. По ее словам, сейчас составляются сметы. Определена схема первого веломаршрута в Туле, сделаны замеры улиц. "Замерены улицы Первомайская, Демонстрации 1903 года, Тульского рабочего полка. Планируется, что велодорожки на Первомайской пройдут по тротуару, на улице Демонстрации и Тульского рабочего полка - на дорожном полотне после его ремонта", - пояснила Коротких.

    Начало этому новшеству положили тульские блогеры, создавшие в социальных сетях группу "Тула велосипедная".

    - Идея возникла спонтанно, - рассказал "РГ" один из инициаторов этого движения в Интернете Дмитрий Чигинский. - После велопробега 9 мая, организованного областными властями, было много обсуждений в блогах, на форумах, решили создать группу по поддержке велосипедного транспорта.

    Было время, когда Тулу называли велосипедной столицей страны. Более ста лет назад здесь на одном из старейших велотреков России катался на велосипеде Лев Толстой. Тула дала стране многих знаменитых гонщиков - чемпионов мира и Олимпийских игр. И сегодня в городе любителей передвижения на двухколесном транспорте очень много. Но инфраструктуры для этого нет вообще никакой - не только сколько-нибудь приличных велопарковок, но и намеков на велодорожки. Вот и ездят любители велосипеда кто, рискуя, по автодорогам, кто, нарушая правила, по тротуарам. А ведь главное, подчеркивает Дмитрий, это безопасность передвижения. Кстати, во втором по величине городе области - Новомосковске в свое время велосипедные дорожки были сделаны. А вот власти областного центра этим никогда не занимались.

    Велопробег 9 мая, проходивший под названием "Связь поколений", был первым. Как отмечают его участники, он получился "скомканным". В числе претензий блогеров к организаторам - и задержка старта, и резкое завершение пробега на полпути первоначально намеченного маршрута, и, главное, неумение организовать колонну из велолюбителей, не привыкших к дисциплине групповой езды. В результате не обошлось без ЧП, в частности, небольшие травмы получил маленький сын олимпийской чемпионки по велоспорту Ольги Слюсаревой, участвовавший в этом пробеге вместе с родителями.

    Ответом на этот первый "блин" стало появление в социальной сети "Вконтакте" группы "Тула велосипедная". Ее участники активно обсуждали, как надо развивать это движение в городе. Причем речь не о спорте, а именно о "велосипеде для жизни", чтобы ездить на "двухколесном друге" на работу, на учебу и вообще передвигаться по городу.

    - Мы написали обращение к городским властям, в котором изложили свои предложения, - рассказал Чигинский. - Нас поддержали многие, в том числе и местные газеты, интернет-ресурсы. Началась переписка в "Твиттере" с мэром Тулы Евгением Авиловым.

    В конечном итоге решили организовать свой велопробег, и глава города вдруг заявил, что не только поддержит начинание, но и примет в нем участие. Определились с маршрутом - вокруг Тульского кремля и по исторической части центра Тулы. 10 июня любители велосипеда собрались у Одоевских ворот кремля. Несмотря на дождь, к велолюбителям на новеньком немецком байке присоединился, как и обещал, глава города Евгений Авилов. Среди чиновников, поддержавших велопробег, оказалась и глава областного комитета по спорту и молодежной политике Юлия Марьясова на скромном Trek и ее городской коллега Олег Калитин на американском шоссейнике Marin. Вот на этом-то велопробеге Евгений Авилов пообещал велосипедистам, что уже к концу этого года в Туле будет первая велодорожка.

    Маршрут первой велодорожки, смету которой готовят чиновники, проходит вокруг центрального парка Тулы. Сейчас в Сети его активно обсуждают: кому-то он нравится, другие предлагают изменения. В частности, вызывает спор организация велодорожки на улице Дмитрия Ульянова, вдоль паркового пруда: мол, там слишком большой поток машин, а тульские водители особой дисциплиной не отличаются и будут заезжать на территорию велосипедистов. В числе предложений - активнее использовать небольшие улицы, параллельные магистральным. Правда, там придется приводить в порядок дорожное полотно, не видевшее ремонта десятилетиями.

    Словом, инициатива блогеров нашла отклик у властей. И обсуждение в микроблоге мэра Тулы перспектив развития велосипедного транспорта продолжается.

    Комментарии

    Владимир Мигунов, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения тульского УГИБДД:

    - Хотелось бы, чтобы в Туле появились условия для велосипедного движения. Главное, что здесь необходимо, - создание специальных велодорожек, которые бы минимально пересекались с транспортными магистралями. Они должны быть разноуровневыми с основным дорожным полотном. Просто выделить полосу для велосипедистов, нарисовав линию на асфальте, - не выход. В таком случае придется рядом выстраивать еще и цепь автоинспекторов, которые бы "отгоняли" одних от других.

    Наши водители не привыкли к велосипедистам как к равноправным участникам движения, они не ожидают их на дороге, а часто попросту не видят. Нет у нас, как в Европе, многолетней культуры велосипедного движения.

    С другой стороны, и велосипедисты порой ведут себя не лучшим образом - могут позволить себе выехать на середину магистрали. Так что здесь необходим комплексный подход. Может быть, стоит организовать какие-либо курсы для велосипедистов при автошколах.

    Мне кажется, что специальные трассы для велосипедистов стоит делать в местах отдыха - в городских парках, за городом. Недавно в Щегловской засеке отсыпали и заасфальтировали дорожку прямо посреди леса - там замечательно катаются. Но использовать велосипед как средство передвижения по городу не совсем целесообразно.

    Евгений Авилов, мэр Тулы:

    - С предложением по созданию в городе велодорожек и организации велопарковок ко мне обратилась инициативная группа туляков. Мы обсудили с ними, где в Туле можно организовать эту инфраструктуру.

    Сейчас мы прорабатываем вопрос по организации велодорожек на трех тульских улицах. На ближайшие дни запланировали встречу с инициативной группой горожан, где вместе обсудим этот вопрос.

    Кроме того, теперь при выдаче разрешения на строительство и при разработке проектной документации новых торговых объектов появилось обязательное условие - оборудование парковки для велосипедов. Все, что в Туле будет проектироваться и строиться - новый мост, новая дорога, - будем делать с велодорожками. Планируем, что они появятся в нашем городе уже в этом году.

    А как у соседей

    В Воронеже об организации велосипедных маршрутов предметно заговорили в марте. Составлен план на ближайшие три года. Помимо зеленых зон, где специальные дорожки буквально напрашиваются, собираются выделить полосу на улицах Южно-Моравской (до парков "Танаис" и Оптимистов), Краснознаменной и Матросова, а также вокруг водохранилища по маршруту: улица Степана Разина - Петровская набережная - Вогрэсовский мост - набережная Буденного - набережная Авиастроителей - парк "Алые паруса".

    В парке Оптимистов уже открыли две обновленные дорожки - асфальтовую и асфальто-грунтовую. На них нанесена разметка, но любители велопрогулок жалуются, что трассы не закрыты для малышни и женщин с колясками, поэтому покататься с ветерком невозможно. В парке "Южный" по велодорожке тоже разгуливают местные жители, в том числе с собаками (хотя зеленая зона вполне просторна). Да и сам парк расположен на окраине Воронежа и не слишком доступен.

    Для развития олимпийских видов спорта предполагается устроить трассу международного уровня на территории спорткомплекса "Олимпик" (где давно проводятся различные соревнования велосипедистов) и площадки для маунтинбайка в парке "Динамо" (где скоро начнется комплексная реконструкция). Заявлено, что в велодорожки превратятся и некоторые участки, занятые трамвайными рельсами (правда, большинство их закатано в асфальт и автомобилисты считают эту часть улиц своей вотчиной). Но прежде на маршрутах должны появиться указатели движения, знаки и места для стоянок.

    Парковки для велосипедов - одно из многочисленных слабых мест транспортной инфраструктуры Воронежа. Специальные конструкции есть возле некоторых торговых центров и офисов, но велосипедисты считают их неудобными. К тому же там невозможно "пристегнуть" байк за руль, и воришки, сбив гайку, уводят велосипед с одним колесом.

    Велодорожки обещают включать и в проекты дорог в новых микрорайонах города.

    Поделиться