Акцент на этих железнодорожных направлениях сделан не случайно: кратчайший путь между странами Европейского союза, Северо-Восточной и Юго-Восточной Азий (регионами, где производится до 70 процентов мирового ВВП) лежит через территорию России. Повышенный спрос на трансконтинентальные перевозки должен реализоваться в соответствующие предложения.
Об этом, в частности, говорилось и на прошедшем в Хабаровске международном семинаре, где ученые России и Республики Корея рассматривали инфраструктурные проекты как фактор интеграции экономики Дальнего Востока в систему АТР.
- В ближайшие десять лет в регионе планируется десятикратное увеличение грузооборота во всех направлениях. Мы должны подготовиться к такому росту - создать новую инфраструктуру, - заявил Хи Сын На, руководитель отдела транскорейской и трансконтинентальной железных дорог Корейского института железнодорожного транспорта.
Впрочем, по его словам, начинать действовать необходимо уже сейчас: в Пусанском порту скапливаются огромные объемы российского груза - его попросту не успевают обрабатывать.
- Важно иметь возможность грузоперевозок из Пусана (Республика Корея) до Раджина (КНДР) и потом - в Россию и страны Европы, - подчеркнул Хи Сын На.
Такой железнодорожный путь позволит создать самый протяженный в мире евроазиатский транспортный коридор длиной свыше десяти тысяч километров.
Напомним, к октябрю 2012 года планируется восстановить железнодорожное сообщение между Россией и КНДР. Власти двух государств договорились о реконструкции Транскорейской магистрали еще в 2001 году. Тогда было подписано соглашение о строительстве железнодорожного транспортного коридора вдоль побережья Японского моря через пограничный переход Туманган (КНДР) - Хасан (Россия) с выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль. Проект стал актуальным после того, как власти Южной Кореи и КНДР приняли решение о возобновлении железнодорожного сообщения, прерванного из-за войны в 1953 году.
Соглашение о реконструкции участка от российской границы до северокорейского порта Раджин достигнуто в 2008-м. В октябре прошлого года завершился первый этап реконструкции железной дороги, и по участку Раджин - Хасан прошел демонстрационный поезд.
Как считает заместитель генерального директора Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота Евгений Новосельцев, создание Транскорейской - а в дальнейшем евроазиатской - магистрали поможет вовлечь КНДР в экономическое сотрудничество со странами СВА.
- Это может быть эффективным и для соседних с Северной Кореей государств, которые смогут использовать дешевую рабочую силу и другие ресурсы этой страны, - заявил он.
Важный этап в формировании евроазиатского коридора - соединение железных дорог Республики Корея и КНДР - уже практически завершен.
- Эти дороги в таком состоянии, что при соглашении между государствами Корейского полуострова грузоперевозки могут начаться хоть завтра, - подтвердил Хи Сын На.
К сожалению, не все так просто.
- Напряженность в отношениях между Южной Кореей и КНДР мешает реализации планов по использованию реконструированного участка железной дороги Хасан - Раджин для транспортировки грузов, - недавно отметил на пресс-конференции посол РФ в Сеуле Константин Внуков.
Именно поэтому, сказал дипломат, Россия сейчас "думает над тем, как использовать возможности этого участка в двустороннем масштабе".
А пока российские ученые предупреждают: учитывая сложности с реализацией проекта соединения Транскорейской и Транссибирской магистралей, наша страна должна иметь и продвигать другие идеи развития транспортных систем в регионе СВА.
Ведь, как подчеркнула в ходе российско-корейского семинара кандидат экономических наук Анна Бардаль, уже существует целый ряд проектов развития транспорта в Северо-Восточной Азии, не предусматривающих участие российской стороны. Например, создание сети скоростных железных дорог, связывающих азиатские страны, системы воздушных перевозок "часовой доступности" между столицами СВА, скоростная железная дорога КНР - Европа.