В некрасовской Карабихе под Ярославлем прошел 45-й праздник поэзии

Титульной темой нынешнего всероссийского некрасовского праздника поэзии было 140-летие написания поэмы "Русские женщины", посвященной подвигу жен декабристов.

А в том, что круглая дата практически совпала с очередным праздником семьи, любви и верности, многие увидели почти сакральный смысл - действительно трудно отыскать более яркий пример служения идеалам супружества, чем судьбы 11 жен декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь.

Не случайно эта тема так волновала Некрасова. Впервые он обратился к ней в 1870 году, написав в Карабихе поэму "Дедушка". Прототипом главного героя стал декабрист Сергей Волконский, возвратившийся домой после амнистии 1856 года. Позже поэт упросил сына Сергея Волконского Михаила Сергеевича познакомить его с записками своей матери, не предназначавшимися для печати. Эти документы и стали основным источником сведений о тех горьких событиях при создании части поэмы, посвященной княгине Марии Волконской.

Михаил Волконский позже вспоминал, что Некрасов не знал французский язык настолько, чтобы понимать текст при чтении. Поэтому князь читал и переводил текст на русский язык, а Некрасов делал для себя заметки карандашом в тетради.

"В три вечера чтение было закончено, - писал князь Волконский. - Вспоминаю, как при этом Николай Алексеевич несколько раз в вечер вскакивал со словами: "Довольно! Не могу!", бежал к камину, садился к нему и, схватясь рукам и за голову, плакал как ребенок. Тут я увидел, насколько наш поэт жил нервами и какое место они должны были занимать в его творчестве".

Свои записи Некрасов потом перечитывал в Карабихе, закрывшись от всех домашних в гостиной Восточного флигеля, и здесь же работал над поэмой. Первыми ее слушателями стали близкие и друзья Некрасова в июле 1872 года: поэт прочитал поэму в Нижнем парке Карабихи на большой поляне под кедром - неподалеку от того места, где сегодня проходят основные праздничные торжества.

Жена брата поэта Наталья Некрасова вспоминала об этом так: "Однажды после нескольких дней интенсивной работы Николай Алексеевич пришел к брату и сказал: "Пойдем в парк под кедр. Я буду вам читать "Русские женщины". Мы пошли, и поэт своим немного глухим голосом прочел нам практически всю поэму. Мы слушали с затаенным дыханием и не могли удержаться от слез. Когда он закончил и взглянул на своих слушателей, то по их взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение, и был счастлив. Он велел подать шампанское, мы чокались, поздравляя его с блестящим окончанием многолетнего труда".

Через 140 лет отрывки из этой гениальной поэмы с эстрады музея-усадьбы "Карабиха" проникновенно прочитала актриса ярославского Камерного театра Замира Колхиева, и результат был примерно тот же: немало слушательниц в финале утирали набежавшие слезы.

45-летний юбилейный праздник поэзии в Карабихе вообще оказался насквозь пронизан женской темой: начиная от образов некрасовских женщин и заканчивая женщинами Серебряного века - музей Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге привез в Карабиху фотографии, графику, живопись, связанные с судьбами известных женщин, чья молодость пришлась на 1910 годы. Валерия Срезневская, Ася Тургенева, Ольга Гильдебрандт-Арбенина, Саломея Андронникова-Гальперн, Зинаида Гиппиус, Анна Радлова, Ольга Судейкина, Ирина Одоевцева…

Только-только обретенная женщиной свобода и новое осознание своего места в еще недавно полностью мужском мире, породили сильнейший творческий всплеск. Такого количества поэтесс и художниц в России не было никогда.

Однако таланты, которыми были одарены эти женщины, оказались ненужными ни времени, ни стране. После блистательного и короткого расцвета, одних (Ольга Судейкина), ждало угасание в эмиграции, других, как Анну Радлову и Валерию Срезневскую, - лагерь. Третьи, как Ольга Гильдебрандт-Арбенина, доживали свой век в безвестности среди обломков старого быта в комнате коммунальной квартиры. Все они сумели не просто выжить, но сохранить человеческое достоинство в нечеловеческих условиях новой эпохи.

О женской судьбе в жизни и искусстве говорила и приехавшая на праздник Людмила Хитяева, которая прочитала стихи Юлии Друниной и свои собственные.

Поэзия - конечно же, она была главной героиней душевных праздничных "посиделок" на карабихской поляне. Да самого вечера здесь звучали стихи - и молодых поэтов, и маститых, и уже давно ушедших от нас.

Кстати, в этом году, к 45-летию праздника, его устроители существенно сократили дистанцию между авторами и слушателями, открыв в одном из шатров литературную гостиную, где можно было поговорить с поэтами, взять у них автограф, сфотографироваться с ними на память. Гостиная пользовалась таким успехом, что было ясно: в следующем году шатер придется устанавливать попросторнее.

Сам же юбилейный некрасовский праздник поэзии, на который, как обычно, приехали тысячи ярославцев и гостей из других регионов, в лице своих ведущих немного все же поностальгировал о былых временах, когда он праздновался не в пример масштабнее - не только в Карабихе, но и в Ярославле.

В Ярославле в этот день по Волге плыл теплоход с портретом Некрасова, в небо взмывали огни фейерверка, а все ярусы набережной были усыпаны зрителями. "Очень хочется, чтобы 50-й некрасовский праздник поэзии был именно таким", - выразили надежду представители музея-усадьбы "Карабиха".