09.07.2012 23:23
    Поделиться

    Ежемесячно в России 13 миллионов человек совершают покупки онлайн

    Российский рынок e-commerce, как ожидается, достигнет к концу этого года 10 млрд долларов, его рост по сравнению с прошлым годом составит более 25%. Такие цифры были озвучены на международной конференции и выставке стартапов "42".

    В России сегодня самая большая интернет-аудитория в Европе, по экспертным оценкам, она составляет 60 млн пользователей ежемесячно. Из них 13 млн человек каждый месяц совершают покупки онлайн. Данные опроса PwC, проведенного среди исполнительных директоров онлайн-компаний, подтверждают, что Россия входит в пятерку стран, чьи рынки предприниматели рассматривают в качестве площадок для развития собственного бизнеса. А исследование компании Startup Genome отмечает, что Москва замыкает десятку городов с наиболее привлекательной экосистемой для стартапов. Важным фактором является и рост проникновения широкополосного Интернета по стране, то есть база пользователей растет с каждым годом. Впрочем, большой рынок может обернуться и минусом, считает руководитель фонда Intel Capital в России и странах СНГ Игорь Табер: "Большие страны, как России или Индия, это, с одной стороны, плюс, так как у них больше возможностей. С другой - минус, так как они фокусируются вначале на внутренний рынок. А маленькие страны, например, Израиль, сразу фокусируются на глобальные рынки".

    Несмотря на большой интерес, о российских технологических достижениях иностранцы знаю пока мало

    Тем не менее европейские инвесторы проявляют все больше интереса к российскому рынку. Пока, впрочем, они предпочитают вкладываться в основном в проверенные бизнес-модели и не рассматривают Россию как источник новых идей. "Я готов рисковать в США, вкладываясь в совершенно новую идею, но я не готов идти на риск в развивающихся странах, потому что их рынки слишком большие, а значит, и риски тоже большие", - сказал основатель сервиса OLX Фабрис Гринд.

    Спор между "пионерами" и "последователями" имеет смысл только в приложении к конкретному рынку, уверена генеральный директор Fast Lane Ventures Марина Трещова. Однозначного выбора, по ее словам, быть не может. Эксперт убеждена, что копирование мастеров вместе с творческим подходом и рождением новых идей основа любого развития в науке, искусстве, бизнесе. "Возьмите любую успешную мировую компанию - Disney, Wal-Mart, Apple, все они стали лидерами благодаря творческой переработке чужого опыта. Это нормально, это закономерно, это стратегически правильно", - привела пример Трещова.

    Есть рынки, где основой прорыва и успеха являются исключительно инновации, например, ИТ или любые отрасли, тесно связанные с наукой, разработкой новых продуктов. Другое дело потребительский рынок, особенно в Интернете. Здесь скорость развития такова, что времени на изобретения нет в принципе. Людям нужны удобные качественные сервисы, и они хотят их прямо сейчас, соответственно выиграет тот, кто предоставит их первым. В этой ситуации изобретать что-то новое - заведомо проиграть. По словам Марины Трещовой, чтобы выиграть, нужно взять то, что придумали умные люди, что на 100% востребовано, и дать это отечественному потребителю прямо сейчас, а не спустя 10 лет, потраченных на разработку. "Это консьюмерский рынок, и у него свои законы. А пионер ты или последователь, потребителю совершенно неважно", - добавила она.

    К сожалению, несмотря на проявляемый интерес, о российских технологических достижениях и инновационных производствах иностранцы знают крайне мало. По словам руководителя департамента венчурных инвестиций "ВТБ Капитал" Айдара Калиева, многие мировые инвесторы до сих пор ничего не знают о России кроме того, что здесь холодно, а также много газа и нефти. На популярность России среди европейских инвесторов влияют также и внутренние особенности европейского рынка, в частности сокращение в последние годы числа инвестиционных фондов в регионе. Кроме того, эксперты отмечают "медленный разгон" политики Евросоюза в отношении инвестиций в стартапы. По-прежнему европейцы предпочитают инвестировать в одну крупную компанию, а не в несколько стартапов. Часто люди, ответственные за принятие решения, видят только потенциально перспективную технологию, но не разбираются в стадиях развития стартапов и особенностях бизнес-процессов в них. Из-за этого инновационные компании, ориентированные на глобальный рынок, редко находят поддержку в Европе и уезжают в США. Сегодня наиболее динамично развивающиеся направления в Силиконовой долине - это социальные медиа и чистые технологии, рассказал профессор Стэнфордского университета Бартон Ли. Впрочем, и там есть свои проблемы, главная из которых нехватка высококвалифицированных инженеров. "В Силиконовой долине компании вынуждены бороться за кадры с такими гигантами, как Facebook и Google, которые привлекают лучших. В этом и состоит одно из главных преимуществ России - у нас много технологических гениев", - убежден директор по инвестициям венчурного фонда ABRT Николай Митюшин.

    Динамика венчурных инвестиций в рунет

    Поделиться