Новости

С 2013 года система электронного взаимодействия заработает в полном объеме
В Иркутске проходит совещание руководителей информационно-технических служб российской таможни. Сегодня ведомство активно внедряет электронный формат взаимодействия с участниками ВЭД и органами исполнительной власти, причем не только РФ, но и Беларуси и Казахстана - стран-участниц Таможенного союза.

В работу Федеральной таможенной службы уже внедрено интернет-декларирование, предварительное информирование и удаленный выпуск товаров. В частности, в зоне ответственности Сибирского таможенного управления в этом году почти 95 процентов таможенных деклараций было оформлено в электронном виде, и практически все отправлены через Интернет. Этим способом декларирования воспользовалось 80 процентов участников ВЭД в Сибирском федеральном округе. В Иркутской таможне этот уровень еще выше - более 98 процентов. При этом Иркутский и Новосибирский центры электронного декларирования активно используют технологии удаленного выпуска товаров (при этом документы проверяются и оформляются в Иркутске или Новосибирске, а непосредственно на границе проводится только досмотр, что сокращает время простоя груза) - на них пришлось 69 процентов всех деклараций, оформленных СТУ по данной технологии.

На повестку дня иркутского совещания вынесены вопросы технического оснащения таможенных постов, внедрения новых технологий в сфере электронного оформления товаров, а также расширения электронного межведомственного взаимодействия.

Последний вопрос особенно актуален, поскольку освобождает тысячи участников ВЭД от необходимости собирать массу документов в различных ведомствах - Роспотребнадзоре, Федеральной службе по финансовым рынкам, Роспатенте и других. Таможня будет запрашивать у них необходимые документы напрямую. По словам начальника главного управления информационных технологий ФТС России Алексея Шашаева, на первом этапе потребовалось внесение изменений в целый ряд документов - не только в Таможенный кодекс Таможенного союза, но и в подзаконные акты, и в приказы по ведомствам. Этот этап в целом пройден, соглашения об электронном документообороте заключены с 26 ведомствами, разработана 31 технологическая карта межведомственного взаимодействия. Часть структур уже может предоставлять запрашиваемые документы. Однако некоторые организации оказались не готовы технически, поэтому работу планируют завершить к концу этого года, а с 2013-го система заработает в полном объеме.

- При этом мы работаем не только по запросному методу, когда документ приходит в ответ на персонализированный запрос, но и в рамках регламентированного обмена баз данных. Таможенные органы сегодня не просто проверяют поступающие им документы - легитимные они или нет, относятся ли они к тем товарам, которые заявлены в декларации. Но и ведут учет работы с этими документами, - уточнил Алексей Шашаев. - Простой пример - это лицензии и квоты. Мы отслеживаем всю цепь поставок - а их по одному документу может быт несколько, с тем, чтобы квоты не были превышены, а лицензии - соблюдены. Иными словами, мы создаем базу данных по участникам ВЭД (под это написано соответствующее программное обеспечение), и данную информацию ряд ведомств исполнительной власти будет получать уже от нас.

Технологической платформой обмена документами и сведениями стала система межведомственного технологического взаимодействия, которую разрабатывало минкомсвязи РФ. По оценке таможенников, она работает успешно.

Страны-участницы Таможенного союза также автоматизируют общие процессы (транзит товаров, их вывоз за общую территорию ТС и учет временно ввозимых транспортных средств). Создана единая интеграционная платформа, которая позволяет взаимодействовать таможенным службам всех трех государств.

Сейчас ФТС отлаживает электронное взаимодействие с крупными перевозчиками - "Российскими железными дорогами" и "Аэрофлотом". Соглашение с железнодорожниками, подписанное в октябре прошлого года, предусматривало полную автоматизацию процесса обмена документами и сведениями между таможней и РЖД при пересечении подвижным составом границы. Это приведет к сокращению сроков выпуска подвижного состава на пограничных железнодорожных переходах до шести часов.

Эксперимент по взаимодействию с аэропортами и авиаперевозчиками касается пока только транзитных грузов. В него вошли четыре российских аэропорта - два московских, новосибирский и красноярский, чью готовность к работе по новой системе ФТС оценила как высокую. Суть эксперимента, по словам начальника Сибирского таможенного управления Юрия Ладыгина, - в предварительной подаче в электронном виде информации о товарах, прибывающих авиатранспортом, аналогично тому, как это происходит на автомобильных пропускных пунктах Таможенного союза. Вся работа с документами проводится до прибытия груза, а если есть необходимость частичной выгрузки или досмотра, то решения принимаются заранее. И к прибытию самолета готовы и склады, и соответствующие подразделения, поэтому прием и выпуск груза проходят максимально оперативно.

Эта работа способствует снижению транспортно-логистических издержек и делает территорию ТС более привлекательной для транзитных перевозок.