Новости

В два миллиарда евро обойдется России система утилизации автомобилей
Введение в России с 1 сентября утилизационных сборов не увеличит налоговую или таможенную нагрузку на производителей автомобилей и импортеров, подчеркнул вчера в беседе с журналистами заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов.

Однако твердо гарантировать, что авто не подорожают, он не стал. "Многое зависит  от политики производителей и дилеров", - пояснил Рахманов. И предупредил, что техпаспорта новых машин владельцам будут выдаваться только на авто, за которые уплачен сбор. А те, что произведены до вступления закона в силу, будут "уничтожать" за счет последних владельцев.

Утилизационный сбор, напомним,  платить будут  отечественные производители и  поставщики-импортеры. Рахманов не стал говорить о размерах ставок.  "Цифры, которые  гуляют по Интернету, не окончательные", - предупредил он. И обещал, что в ближайшие дни минпромторг представит ставки на "публичный суд" и разошлет проект  постановления правительства в ведомства.   

На вопрос "РГ", как будут учитываться  средства от утилизационного сбора, Рахманов сообщил, что эту проблему   минпромторг решает  вместе с минфином. "Главный принцип - расходы на создание инфраструктуры по утилизации будут равны сборам", - рассказал Рахманов.  А с минприроды рассматривается два варианта сотрудничества. Либо за  распределение денег будут отвечать  отраслевые  саморегулируемые организации. Либо утилизаторы напрямую выйдут на минприроды. В  целом же, при создании системы рециклинга автомобилей будет задействован принцип частно-государственного партнерства.

Зарубежные аналитики уже подсчитали, что в течение 10 лет на строительство новых заводов и пунктов утилизации в России понадобится около 2 миллиардов евро. Рахманов с этими цифрами спорить не стал. Однако, по его словам, объемы инвестиций и количество пунктов зависят от количества "выбытия" машин. Пока в стране оно не достигает и  4 процентов от автопарка. В 2013 году, по расчетам чиновников, в России потребуется утилизировать около 1,5 миллиона авто, к 2015 году - более 2 миллиона.

Кроме того, чтобы построить инфраструктуру, необходимо просчитать места возможной концентрации отработанных авто, удобные схемы по их доставке. Понятно, что везти автомобили  в центр России из Магадана, где объем утилизированных авто невысок, нет смысла, сказал замминистра. Чтобы утилизационный центр был прибыльным, необходима его загрузка на уровне 50-100 тысяч авто в год.  Рахманов также напомнил, что в странах ЕС  прибыльным для частных компаний этот бизнес стал  лишь через 15 лет после запуска. При этом замминистра не исключил, что  размер сборов может пересматриваться в зависимости от экономических  результатов утилизаторов.