Вас долго уговаривали занять должность главного приглашенного дирижера Михайловского театра?
Василий Петренко: Переговоры были достаточно долгими. Мне хотелось понаблюдать за динамикой процесса - понять, в каком состоянии находится сегодня труппа. К тому же мой график расписан на 4-5 лет вперед, поэтому найти время для Михайловского театра было непросто. Что касается финансовой стороны вопроса, она для меня не являлась первостепенной. Уровень оплаты, безусловно, был предложен достойный, но я с легкостью мог бы заработать больше, приняв предложение европейского или американского оперного театра. Просто мне кажется, что Россия потратила огромные средства на мое образование и пришло время возвращать долги родной стране. Кроме того, есть публика, которой я чувствую себя обязанным, и чувство дома, которым для меня всегда был и будет Петербург.
Что вы можете сказать о "динамике процесса", за которым наблюдали в Михайловском театре? Насколько он приближен к тому, что происходит в европейских театрах?
Василий Петренко: Жизненные процессы в театрах во всем мире развиваются приблизительно одинаково, по циклическому методу. Приходит новое руководство, менеджмент или художественный руководитель, и репертуар вместе с исполнителями претерпевает значительные изменения. Скорость этих изменений зависит от ментальности, законодательства и силы профсоюза в каждом конкретном случае. В Михайловском этот процесс, на мой взгляд, еще далеко не завершен.
За последний сезон оперная афиша Михайловского театра не пополнилась ничем новым. Оперная труппа развивается очень неторопливо, что в наше время непозволительная роскошью. Вас устраивают подобные условия?
Василий Петренко: Мне сложно судить о скорости движения вперед в Михайловском театре. На мой взгляд, было сделано много правильных шагов, были и не столь успешные. Кроме того, опыт, который получают в этом театре, пока беспрецедентный случай в Петербурге в постсоветское время. Поэтому оценить быстроту перемен трудно. Будущее, как мне кажется, - за антрепризной системой, при которой на главные роли певцы приглашаются, а в штате содержатся хор, оркестр и певцы для партий второго плана. Но такую систему очень трудно организовывать в России с нашим устаревшим законодательством.
Накануне концертного исполнения "Кармен" в Михайловском вы заявили в одном из интервью, что в России мало певцов, способных на уровне исполнить эту оперу. В чем вы видите проблему?
Василий Петренко: Проблема в том, что певцы в России слишком себя любят и недостаточно работают над интеллектуальной составляющей оперы. В том, что лишь немногие из них интересуются вопросами интерпретации - как сегодня исполняют ту или иную музыку, кто на данный момент является лидером в той или иной партии и за счет чего добивается успеха. За рубежом наиболее успешные певцы на репетициях не задумываются о технических, текстовых и прочих трудностях пения, не думают "как я звучу?", не волнуются по поводу "как я выгляжу?". Эти вопросы они решают задолго до первой репетиции и беспокоятся лишь о том, насколько близко к истине звучат и выглядят их персонажи. В России у каждого певца существует свое мнение, как правило, единственно верное, и всегда находятся оправдания любых своих ошибок
Какими операми следовало бы наполнять репертуар? Должны ли быть барочные и современные оперы?
Василий Петренко: На мой взгляд, должен быть разумный баланс между "шлягерами" и менее известными операми. То, как его достичь, является одной из основных задач театрального менеджмента во всем мире. Но если думать только о том, как бы не надорваться, движения вперед не будет!
В каких проектах Михайловского театра вас ждать?
Василий Петренко: Самый ближайший - опера "Богема" в конце сентября, когда я окажусь в Петербурге по пути из Ливерпуля в Сан-Франциско. А затем - новогодний концерт 31 декабря, и, надеюсь, премьера "Летучего голландца" Вагнера летом 2013 года.