Правительство может поднять акцизы на бензин для строительства дорог
В 2014 году Минфин намерен увеличить финансирование строительства автодорог почти на 27 миллиардов рублей и еще на 63 миллиарда рублей в 2015 году.
Но даже этих денег не хватит, потому что одновременно доходы дорожных фондов сократятся из-за введения дифференцированных ставок акциза на бензин (для более качественного топлива предусмотрены пониженные ставки).
В ближайшие три года сумма выпадающих доходов составит 102 миллиарда рублей, из которых 73 миллиарда придется на региональные фонды. И Минфин ищет новые возможности для финансирования.
"Однако акцизы вводились для того, чтобы простимулировать отечественные НПЗ и нефтяные компании перейти на более экологичное топливо 5-го класса, - рассказал Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. - Для производителей более качественного бензина акциз был уменьшен. Поняв выгоду, рынок перешел на новый чистый бензин с опережением примерно в два года. В хвосте модернизации плетутся только государственные нефтяные гиганты. В результате быстрой реакции бизнеса Минфин недосчитался значительной части бюджетных доходов от бензиновых акцизов и сейчас стремится наверстать упущенное, приравняв низкие акцизы топлива 5-го класса к высоким акцизам 2-го".
Это ожидаемо и даже закономерно, считает президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. Когда два года назад вводились новые акцизы, было предусмотрено ежегодное увеличение сборов в соответствии с инфляцией.
Другое дело, говорит эксперт, что бензин у нас итак слишком дорог для нефтедобывающей страны. Удорожание акцизов и цен на топливо угрожает бизнесу и благополучию формирующегося среднего класса. Неправильно решать все проблемы исключительно за счет цен на топливо, считает он.
"Почему запланированных 90 миллиардов рублей Минфину недостаточно? - удивляется Шмаль. - Ведь у нас в стране свой щебень, свой битум, есть и технологии. Вполне можно качественно и недорого построить дороги, которые бы не пришлось ремонтировать по 15-20 лет. Климат тут не оправдание. Сумели же в Китае всю страну в рекордные сроки опоясать прекрасными шоссе. Надо сначала проверить, отчего у нас самый дорогой километр дорог в мире, а уже потом акцизы повышать".