Ваш проект призван укрепить культурный фундамент грядущей зимней Олимпиады в Сочи?
Михаил Татарников: Я - большой поклонник спорта, внимательно слежу за каждым днем лондонской олимпиады, буду следить и за сочинской, поэтому осознание причастности нашего фестиваля к зимним Олимпийским играм очень приятно.
Какие силы вы выбрали для участия в концертах олимпийского фестиваля?
Михаил Татарников: Все солисты хороши как на подбор. Это и лауреаты последнего XIV конкурса Чайковского - скрипач Сергей Догадин и пианист Павел Колесников, представитель новосибирской фортепианной школы, выросший там в высокоинтеллектуальной атмосфере Академгородка, где публика ходит на концерты с партитурами. Оперных солистов Алексея Маркова, Екатерину Сергееву и Веронику Джиоеву я знаю очень давно, это мои друзья, представляющие цвет российского оперного искусства, с которыми я много раз участвовал в концертах и спектаклях. С большим интересом жду встречи и с меццо-сопрано Еленой Манистиной, солисткой Большого театра. Мы выступим в Сочи с оркестром Петербургской филармонии, что тоже придаст событию высокий уровень. В фестивале примет участие Роговой оркестр под управлением Сергея Поляничко, перед которым я преклоняюсь, поскольку ему удалось реализовать, на мой взгляд, сумасшедшую идею этого уникального оркестра. Я был на их концертах и каждый раз испытывал вместе с публикой огромное удовольствие.
Какая концепция этой трехдневной программы?
Михаил Татарников: Поскольку это первая проба пера, мы создали демократичную программу с ярким гала-концертом, которая будет доступна всем, но от этого она не менее содержательна и свежа.
В Сочи идет активное строительство олимпийских объектов, а как там обстоят дела с концертными залами, созданными по последнему слову техники?
Михаил Татарников: Если я скажу, что в Зимнем театре, где пройдут концерты фестиваля, прекрасная акустика, то погрешу против истины. Зимний театр строился не для симфонических концертов. В Сочи есть своя филармония, но это совсем не то же самое, что, например, Петербургская филармония - там проводится много эстрадных концертов. Я считаю, что ни один серьезный город в России, а Сочи становится именно таким городом, не может обходиться без постоянного присутствия серьезной академической музыки, которая, по моему убеждению, делает людей глубоко думающими, очищает души. Но для этого кому-то нужно осознать эту необходимость. Думаю, что сегодня в Сочи самое время воспользоваться случаем, чтобы привлечь внимание к культуре, заручиться обещаниями сильных мира сего поддержать и помочь не только в строительстве современного концертного зала, но и в создании своего постоянного действующего полноценного симфонического оркестра. Пока что нам удалось мотивировать приглашающую сторону к нашему фестивалю отремонтировать и настроить арфу, что уже немало.
В любом случае этот фестивальный проект - вклад столиц в развитие региона, поскольку вряд ли рядовые москвичи и петербуржцы смогут поехать туда оценить лучшие музыкальные силы страны хотя бы потому, что цены на билеты и на самолет, и на поезд, не говоря о ценах в отелях, зашкаливают.
Михаил Татарников: Да, все верно - это наш, петербургско-московский вклад в культуру Краснодарского края. Но у московского и петербургского слушателя есть намного больше шансов услышать этих музыкантов в своих городах, не говоря о том, что ни Петербург, ни Москва не обделены качественными музыкальными событиями.
Насколько лично для вас престижно выступить в Сочи?
Михаил Татарников: Сочи для меня всегда был овеян какой-то романтикой. Сегодня этот город стал очень модным местом, многие наши большие музыканты стремятся там выступить, устраивая между собой конкуренцию. Поэтому оказаться там мне будет очень приятно. К счастью, у меня сейчас отпуск после тяжелого сезона и есть время хорошо подготовиться к выступлениям.
Чему научил вас минувший "тяжелый сезон"?
Михаил Татарников: Я приобрел большой опыт работы на посту музыкального руководителя Михайловского театра, поняв, что ради главной цели - служения музыке - приходится идти на жесткие меры, научился распределять силы и время. Цель заключается в совершенствовании, а совершенствоваться нужно всегда, чтобы театр был интересен и своей труппой, и оркестром. Впереди - грандиозные планы, о которых я пока боюсь говорить, чтобы не сглазить. Зимой запланирована премьера оперы "Билли Бадд" Бриттена совместно с Венской Штаатсопер. В октябре - премьера "Евгения Онегина" Чайковского в постановке Андрия Жолдака, а в декабре - премьера балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева в хореографии Начо Дуато, а я давно мечтал выступить музыкальным руководителем балета, чтобы быть у истоков его создания. Мы уже встречались с Начо и даже обсудили балетные темы.