Михаил Татарников: Сочи не может обходиться без академической музыки

Вчера в Зимнем театре Сочи открылся трехдневный фестиваль классической музыки, который проходит в рамках Культурной Олимпиады "Сочи-2012" в год Музыки в столице зимних Олимпийских игр. В нем принимают участие лучшие представители молодого поколения академических музыкантов - солисты оперы и солисты-инструменталисты - Вероника Джиоева, Алексей Марков, Дмитрий Воропаев, Елена Манистина, Екатерина Сергеева, Сергей Догадин, Павел Колесников. Завершит программу общедоступный концерт Рогового оркестра под управлением Сергея Поляничко. Дирижер Михаил Татарников рассказал, как готовился этот концерт и почему Сочи необходим концертный зал, созданный по последнему слову техники, и постоянный симфонический оркестр.

Ваш проект призван укрепить культурный фундамент грядущей зимней Олимпиады в Сочи?

Михаил Татарников: Я - большой поклонник спорта, внимательно слежу за каждым днем лондонской олимпиады, буду следить и за сочинской, поэтому осознание причастности нашего фестиваля к зимним Олимпийским играм очень приятно.

Какие силы вы выбрали для участия в концертах олимпийского фестиваля?

Михаил Татарников: Все солисты хороши как на подбор. Это и лауреаты последнего XIV конкурса Чайковского - скрипач Сергей Догадин и пианист Павел Колесников, представитель новосибирской фортепианной школы, выросший там в высокоинтеллектуальной атмосфере Академгородка, где публика ходит на концерты с партитурами. Оперных солистов Алексея Маркова, Екатерину Сергееву и Веронику Джиоеву я знаю очень давно, это мои друзья, представляющие цвет российского оперного искусства, с которыми я много раз участвовал в концертах и спектаклях. С большим интересом жду встречи и с меццо-сопрано Еленой Манистиной, солисткой Большого театра. Мы выступим в Сочи с оркестром Петербургской филармонии, что тоже придаст событию высокий уровень. В фестивале примет участие Роговой оркестр под управлением Сергея Поляничко, перед которым я преклоняюсь, поскольку ему удалось реализовать, на мой взгляд, сумасшедшую идею этого уникального оркестра. Я был на их концертах и каждый раз испытывал вместе с публикой огромное удовольствие.

Какая концепция этой трехдневной программы?

Михаил Татарников: Поскольку это первая проба пера, мы создали демократичную программу с ярким гала-концертом, которая будет доступна всем, но от этого она не менее содержательна и свежа.

В Сочи идет активное строительство олимпийских объектов, а как там обстоят дела с концертными залами, созданными по последнему слову техники?

Михаил Татарников: Если я скажу, что в Зимнем театре, где пройдут концерты фестиваля, прекрасная акустика, то погрешу против истины. Зимний театр строился не для симфонических концертов. В Сочи есть своя филармония, но это совсем не то же самое, что, например, Петербургская филармония - там проводится много эстрадных концертов. Я считаю, что ни один серьезный город в России, а Сочи становится именно таким городом, не может обходиться без постоянного присутствия серьезной академической музыки, которая, по моему убеждению, делает людей глубоко думающими, очищает души. Но для этого кому-то нужно осознать эту необходимость. Думаю, что сегодня в Сочи самое время воспользоваться случаем, чтобы привлечь внимание к культуре, заручиться обещаниями сильных мира сего поддержать и помочь не только в строительстве современного концертного зала, но и в создании своего постоянного действующего полноценного симфонического оркестра. Пока что нам удалось мотивировать приглашающую сторону к нашему фестивалю отремонтировать и настроить арфу, что уже немало.

В любом случае этот фестивальный проект - вклад столиц в развитие региона, поскольку вряд ли рядовые москвичи и петербуржцы смогут поехать туда оценить лучшие музыкальные силы страны хотя бы потому, что цены на билеты и на самолет, и на поезд, не говоря о ценах в отелях, зашкаливают.

Михаил Татарников: Да, все верно - это наш, петербургско-московский вклад в культуру Краснодарского края. Но у московского и петербургского слушателя есть намного больше шансов услышать этих музыкантов в своих городах, не говоря о том, что ни Петербург, ни Москва не обделены качественными музыкальными событиями.

Насколько лично для вас престижно выступить в Сочи?

Михаил Татарников: Сочи для меня всегда был овеян какой-то романтикой. Сегодня этот город стал очень модным местом, многие наши большие музыканты стремятся там выступить, устраивая между собой конкуренцию. Поэтому оказаться там мне будет очень приятно. К счастью, у меня сейчас отпуск после тяжелого сезона и есть время хорошо подготовиться к выступлениям.

Чему научил вас минувший "тяжелый сезон"?

Михаил Татарников: Я приобрел большой опыт работы на посту музыкального руководителя Михайловского театра, поняв, что ради главной цели - служения музыке - приходится идти на жесткие меры, научился распределять силы и время. Цель заключается в совершенствовании, а совершенствоваться нужно всегда, чтобы театр был интересен и своей труппой, и оркестром. Впереди - грандиозные планы, о которых я пока боюсь говорить, чтобы не сглазить. Зимой запланирована премьера оперы "Билли Бадд" Бриттена совместно с Венской Штаатсопер. В октябре - премьера "Евгения Онегина" Чайковского в постановке Андрия Жолдака, а в декабре - премьера балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева в хореографии Начо Дуато, а я давно мечтал выступить музыкальным руководителем балета, чтобы быть у истоков его создания. Мы уже встречались с Начо и даже обсудили балетные темы.