Ближайшие несколько дней глава правительства будет находиться с рабочей поездкой по Сибирскому федеральному округу. Причем основное средство передвижения по регионам выбрали под стать празднику, отмечавшемуся вчера на российских железных дорогах. Привычный правительственный самолет премьер сменил на литерный поезд, который сегодня утром ждали в Томске, где у Медведева было запланировано совещание по борьбе с лесными пожарами.
В Омск, который вчера отмечал еще и День города, глава кабинета министров прилетел всего на несколько часов. На одном из неприметных путей местного вокзала его ждал поезд. Но для начала глава правительства посетил эксплуатационное локомотивное депо "Омск" и пообщался с его сотрудниками.
- Так получилось, что данное локомотивное депо является лучшим на сети, - заверил премьер-министра глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин. - Мы его специально не готовили. То, что вы сегодня увидели, это реальная жизнь железнодорожного транспорта.
Дмитрию Медведеву увиденное понравилось. "Переоснащение, модернизация идет. Это хорошо", - подчеркнул он.
Самих машинистов интересовало не только будущее их профессии, но и вопросы, которыми задаются многие граждане страны. Например, тема приемлемых и доступных ставок по жилищной ипотеке.
На это премьер счел нужным отметить достижения последних шести лет - ипотечные ставки уже ниже, чем были тогда. Основная причина - снижение за эти годы инфляции.
- Мы ставим себе целью выйти на такой уровень, чтобы в среднем по стране можно было получить ипотеку под 5-6 процентов годовых, - заявил премьер-министр.
Вклад в доступность ипотеки для собственных сотрудников могут сделать отечественные компании. Так, рассказал Якунин, поступают в РЖД, где молодые семьи имеют лишь 2,5 процента по ипотеке. А еще по мере рождения детей компания "прощает" часть квадратных метров жилья.
- У нас по сети есть 40 семей с семью детьми, - заявил Якунин.
- Да? Им, Владимир Иванович, простите вообще все, - улыбнулся Медведев.
Разговор с железнодорожниками растянулся ненадолго. В любой другой ситуации Дмитрий Медведев ответил бы на многие вопросы машинистов, но любая задержка премьерского поезда была чревата сбоем в движении поездов по всему Транссибу.
Тем более что в поезде дискуссия о будущем развитии железнодорожного транспорта страны продолжилась. Прямо на ходу в одном из вагонов глава правительства собрал совещание, на котором ОАО "РЖД" не без поддержки представителей министерства экономического развития и министерства транспорта пытались объяснить, зачем железным дорогам средства Фонда национального благосостояния и дополнительное повышение тарифов на перевозки по железным дорогам.
К 2015 году объем грузовых перевозок этим видом транспорта может вырасти на 20 процентов. "К 2020 году из-за инфраструктурных ограничений тяжело будет их перевезти", - констатировал глава правительства, открывая совещание по тарифной политике на железнодорожном транспорте.
Для начала премьер потребовал от министерства экономического развития завершить работу над методикой расчета тарифов. При этом тариф на железной дороге должен быть нацелен на долгосрочную перспективу. "Бизнес должен понимать свои затраты на перевозку", - объяснил Медведев.
Минэкономразвития, может быть, и рад бы был перейти на пятилетний тариф, но пока не может. Замминистра Андрей Клепач сослался на то, что бюджет в стране планируется на три года, а инвестиционные планы самих РЖД на год. Так что в лучшем случае долгосрочный тариф может заработать с 2014 года.
В связи с тарифом зашел разговор и о степени его увеличения в будущем. Клепач заговорил о необходимости повышения пределов индексации до 7 процентов. "Инвестиционных задач это не решает", - предупредил Клепач. Зато может покрыть текущие эксплуатационные затраты компании. Хотя, по словам министра транспорта Соколова, 7-процентное увеличение не учитывает затраты, которые понесет РЖД от уплаты налога на имущество. Начнется оно со следующего года.
Инвестиции в развитие железнодорожного транспорта придется искать в других источниках, и, уверен замглавы минэкономразвития, ими не могут стать коммерческие заимствования. Особенно это касается проектов со сроками окупаемости 10-15 лет. "Никто такие длинные деньги не даст", - указал Клепач.
Самым реальным вариантом крупных вложений, вокруг которого по сути и шел разговор, на этом совещании казались средства Фонда национального благосостояния, пенсионные накопления. А также госгарантии для привлечения более больших кредитов на рынке и выпуск облигаций для размещения и выкупа ВЭБом и другими банками.
Глава ОАО "РЖД" в свою очередь давил на болевые точки, в первую очередь на выполнение в России важных проектов, увязанных с престижем страны. "При существующем инвестиционном бюджете мы не поддержим заявку на чемпионат мира по футболу в 2018 году", - предупредил Якунин. Не будет со стороны компании вложений в развитие высокоскоростного движения и Московского транспортного узла.
В итоге Дмитрий Медведев пообещал подумать. "Очевидно, что существующая система развития российских железных дорог требует весьма существенных корректив", - заявил он, выразив готовность изучить в том числе конкретные предложения по использованию средств Фонда национального благосостояния на благо железных дорог страны.