21.08.2012 00:45
Рубрика: Транспорт

Не тормози

Поедет ли Москва быстрее и когда?
На сайте столичного департамента экономической политики и развития города опубликована стратегия развития города до 2025 года, значительная часть ее посвящена модернизации транспортной сети. Насколько она будет эффективной и что сможет сделать со знаменитыми столичными пробками, рассказал "РГ" один из разработчиков Стратегии-2025, заместитель директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Евгений Арсенов.

От московского мэра ждут конкретных предложений по ликвидации транспортных проблем, причем не только за счет строительства новых дорог, но и более сбалансированного развития всей городской территории. Хотя в последние два года столичные власти обрушили на москвичей вал инициатив по преобразованию транспортной системы. Значит ли, что они не "срабатывают"?

Евгений Арсенов: С приходом нового руководства в Москве сменились ориентиры по отношению к транспортной системе. И хотя транспортная ситуация в столице будет ухудшаться, надо отметить, что она не является специфической. Да, растет число автомобилей , но это процесс необратимый и естественный. Лет 50 назад такой же рост наблюдался в большинстве развитых стран мира, у них были те же проблемы. А рецепты стандартны. Приспособление городов к использованию автомобиля, развитие общественного транспорта, выработка у населения навыков правильного транспортного поведения. Результаты по этим сложным решениям обычно появляются через 10 - 15 лет настойчивой, затратной и не всегда популярной у населения работы.

Что же конкретно у столицы в стратегических планах?

Евгений Арсенов: Во-первых, развитие метрополитена: увеличение протяженности линий, рост пропускной способности, обеспечение пешеходной доступности к метро. Во-вторых, развитие пригородного железнодорожного сообщения: увеличение частоты движения поездов, увязка ЖД станций с новыми периферийными станциями метрополитена. В-третьих, нужно приспосабливать город к растущей автомобилизации - расширять дорожную сеть. . Одновременно снижение нагрузки от легкового транспорта. И много других задач, уже намеченных правительством Москвы. В их числе ужесточение режимов стоянки и остановки в центре, создание сети перехватывающих парковок для пересадки пассажиров, прибывающих из пригорода.

Пересаживать надо, естественно, на общественный транспорт?

Евгений Арсенов: Да, но для этого следует повышать привлекательность общественного транспорта. Автобусы в Москве уже в лидерах по комфорту - начиная с прошлого года интенсивно идет замена старых машин на современные низкопольные автобусы большой вместимости, с кондиционерами. Создаются приоритеты в движении для общественного транспорта, оборудуются выделенные полосы. И, конечно, создание транспортно-пересадочных узлов - планируется поэтапно реконструировать и оборудовать около ста ТПУ у станций метрополитена и железных дорог.

А что с трамваем? Есть предложения по его возвращению? Пять - семь лет назад в Москве рельсы исчезали прямо на глазах...

Евгений Арсенов: Да, порядка трети трамвайной сети было потеряно. Сейчас принято стратегическое решение создать 12 новых трамвайных линий, принципиально новых - с обособленными и малошумными путями, а также современными трамваями. По такому же пути должна пойти реконструкция сохранившейся сети. Работы на шоссе Энтузиастов уже начаты.

Принято несколько законов, призванных убрать машины из центра города. Они уже заработали?

Евгений Арсенов: Они, безусловно, помогут освободить центр, чтобы сделать его более приспособленным для пешеходов. Следующим шагом должны стать платные парковки. Это весьма действенный регулятор использования легковых машин в центре города. Готовятся документы, регламентирующие доступ автомобилей разных экологических классов в определенные части города.

Кто и как это будет контролировать?

Евгений Арсенов: Предложений несколько. Самое простое - вручную, органами ГИБДД. Более сложный вариант автоматическая регистрация, когда камеры видеонаблюдения распознают регистрационный номер автомобиля, по которому идентифицируется его экологический класс и соответственно назначается штраф.

Сегодня в Москве средняя продолжительность дороги от дома до работы 66 минут. Его планируют сократить до 50 минут, но к 2025 году. А чего ожидать в ближайшие два-три года?

Евгений Арсенов: Сокращение времени один из наблюдаемых, но труднодостижимых показателей. В ближайшие два-три года реальной экономии времени ждать не приходится. Повезет только отдельным жителям города, которые будут пользоваться новыми линиями метро.