Концепция (как, впрочем, и все 122 работы 74 польских и советских художников, что представлены на выставке), принадлежат коллекционеру Петру Новицкому. Чтобы понять, что это за человек, достаточно сказать, что первую частную (!) галерею современного (!) искусства он создал в Варшаве в 1977 году. Подозреваю, что она была единственной не только в Варшаве, но и во всем "восточном блоке". В 1985 году (в это время, как вы понимаете, введение военного положения в Польше в декабре 1981 еще совсем свежо в памяти) Новицкий создает Фонд польского современного искусства. Прежде всего, чтобы поддержать независимых художников. Тех, что не хотели (и не могли) выставляться на официальных выставочных площадках. В 1987 году он приезжает в Москву, то есть до знаменитого аукциона Sotheby's, который пройдет год спустя. Понятно, что он покупал произведения Владимира Янкилевского и Владимира Немухина, Ильи Кабакова и Франциско Инфантэ, Эдуарда Гороховского и Анатолия Брусиловского, героев "другого", "неофициального" искусства. Но мало кто мог понять, зачем он покупал "дежурные" полотна соцреализма. Не только портреты героев войны-труда и народных артистов, но и эскизы монументальных панно с серпами-молотами, освещенными восходящим солнцем будущего... Надо сказать, среди купленных работ не было откровенной халтуры, был честный академизм или живопись левого МОСХа, в меру пастозная, в меру непафосная... Была и живопись "сурового стиля" 1960-х.
Наверное, тут можно обнаружить дальновидный расчет галериста, который хотя бы в силу профессии понимает, что все сброшенное сегодня с корабля современности, послезавтра начинает расти в цене. Но едва ли не важнее чутье музейщика, который превращению истории в эпос о победе одного единственно правильного искусства предпочитает драматизм, неоднозначность процессов и итогов. Кроме того, как понять поиски "нон-конформистского" искусства, если вырезать по контуру из прошлого "конформистские" работы. Наконец, можно ли идеологию считать единственным критерием оценки произведения искусства? И много ли лучше конъюнктуры идеологической конъюнктура коммерческая? Все эти вопросы Новицкий оказался готов поставить уже в 1994 году, когда сделал выставку "НЕТ! - и конформисты. Лица советского искусства с 50-х до 80-х годов" в Национальном музее Варшавы. Новицкий же десять лет спустя предложил и идею выставки "Warszawa - Moskwa /Москва-Варшава. 1900-2000", которая была показана в Польше и России (ГТГ) в 2005.
Нынешняя выставка фактически возвращение к той же теме, но более камерное. Тут можно найти разделы "Торжество идеологии", "Абстракция", "Второй авангард", "Трансформации", "Знак и значение", прослеживающие параллельные тенденции искусства двух стран. Но одновременно она позволяет оценить разницу послевоенных ситуаций для художников в двух странах. Скажем, директива Секретариата ЦК ПОРП 1960 года определяла процентную долю абстрактного искусства на выставках - в 15 процентов. Но "процент свободы" мало кто считал, и потому феномена неофициального искусства (в смысле - не выставляемого на публичных площадках) в Польше не было. Во-вторых, экспозиция позволяет пристальнее взглядеться в работы польских художников. Увидеть работы таких крупнейших мастеров, как скульптор Катажина Корбо или ученик Малевича Владислав Стржеминский. Судьба этих левых художников в народной Польше оказалась весьма трагичной. Но во многом благодаря им традиции авангарда были сохранены в 1950-е годы. Среди неожиданных находок - портрет 1952 года Болеслава Берута, первого президента послевоенной Польши, напечатанный неизвестным автором... газетным шрифтом. Здесь можно найти мраморного "Ганимеда" Барбары Фалендер (1987), скульптуру, в которой вихревое движение приобретает почти кинематографический характер. Монументальное полотно Мариана Чапли "Эпитафия для шахтера" (1984) отсылает к Страстному циклу и к цветам польского флага. Очень интересен раздел абстракции. Словом, процент свободы за железным занавесом каждый может вычислить сам.