Рабочая группа собралась небольшим составом: присутствовало около 10 человек, в том числе представители администрации президента и студенты-волонтеры, занимавшиеся проверкой анкет. Надо заметить, что вчерашнее заседание рабочей группы проходило непублично, почти кулуарно, при минимуме журналистов.
Среди одобренных кандидатов - "доктор Лиза" - благотворительница Елизавета Глинка, ее выдвинул глава СПЧ Михаил Федотов, экс-политик Ирина Хакамада, правозащитники Валерий Борщев и Андрей Бабушкин. Прошли отбор журналисты Леонид Парфенов, Александр Минкин, Максим Шевченко, Елена Масюк и Станислав Кучер, эколог Сурен Газарян, член Общественной палаты Иосиф Дискин, правозащитница Элла Полякова и др. Полный список будет опубликован сегодня на сайте Совета.
"За бортом" интернет-консультаций СПЧ остались многие известные правозащитники. Среди них - Александр Брод (против него резко выступила его коллега Людмила Алексеева), лидер "Федерации автовладельцев России" Сергей Канаев, глава общественной организации "Офицеры России" Антон Цветков, писательница Мария Арбатова, глава Российского Красного Креста Раиса Лукутцова, "яблочники" Андрей Бузин и Виктор Шейнис, а также многие другие известные общественники.
Так, в номинации защита избирательных прав граждан из 14 кандидатур осталось всего трое - глава ассоциации "Голос" Лилия Шибанова, профессор ВШЭ Илья Шаблинский и руководитель Института избирательного права Игорь Борисов.
Основные причины, согласно которым известных общественников лишили возможности не только войти в СПЧ, но и просто стать фигурантами обсуждения их кандидатур в Интернете, - нарушения при оформлении анкет или отсутствие опыта в заявленной номинации. Как объяснил Федотов, некоторые члены рабочей группы сочли, что у Брода недостаточный опыт в заявленной номинации "миграционная политика". "Если бы он номинировался по номинации в защиту общества от национализма и экстремизма, его бы кандидатуру наверняка приняли", - объяснил он РИА Новости. Что же до Бузина и Шейниса, то "мы кандидатов от политических и религиозных организаций не принимаем", - подчеркнул глава СПЧ.
Председатель Совета не скрывает, что претенденты получали отказ по формальным причинам. "Значительное число организаций, выдвинувших кандидатов в Совет, не имеют пятилетнего стажа работы в правозащитной деятельности или в области развития гражданского общества, а это было обязательным условием", - пояснил он.
Студенты-волонтеры подошли к делу дотошно. "Несколько анкет были отклонены, потому что к ним не были приложены согласия на обработку данных. Если нет такого согласия, то мы не можем размещать персональные данные, потому что это будет нарушением закона", - рассказал председатель Совета.
Анкеты подавали некоммерческие организации, региональные уполномоченные по правам человека и сами члены Совета, предлагая тех, кого они считали достойными заседать в СПЧ. При этом если процедура рассмотрения документов, представленных НКО и уполномоченными, была крайне строга - волонтеры проверяли досконально все данные, вплоть до ИНН, то члены Совета могли вносить кандидатов в облегченном режиме. Это касалось и тех представителей СПЧ, которые не так давно публично заявили о выходе из данной структуры, - они тоже воспользовались своим правом выдвигать претендентов.
Сбор заявок начался 15 июля и завершился 15 августа. Консультации пройдут с 1 сентября на сайте Совета, после чего в течение 15 дней будут подведены итоги (с учетом мнения рабочих групп СПЧ по каждой номинации). Затем шорт-лист кандидатур (не менее трех по каждой номинации) представят президенту для утверждения.
Решение подбирать кандидатов через Всемирную сеть Совет принял еще в начале июля, предварительно согласовав механизм с представителями президентской администрации. Причем ряд представителей СПЧ выступили против такой процедуры. В Кремле же полагали и полагают, что подобная процедура, напротив, не позволит обвинить СПЧ в закрытости или кулуарности.