Зачем нужны комментарии?
Наилучшая мотивация для любого автора - обратная связь с читателями. Традиционные СМИ, в силу формата, просто физически не могли обеспечить такую скорость обратной связи между автором и читателем, какой сегодня нас одаряет Интернет. Иногда случается даже так, что истинный смысл публикации раскрывается по ходу беседы с автором в комментариях к ней. Например, если какие-то факты для автора очевидны, а для кого-то из читателей - нет. Более того, вступая в диалог с автором, вы можете повлиять на его мнение по тому или иному вопросу. К сожалению, это не всегда удается. Многие блогеры грешат тем, что попросту блокируют комментатора, который высказал мнение, расходящееся с мнением автора. К примеру, замечен в этом блогер avmalgin, который ведет свою "борьбу с режимом" из Италии. Не рекомендую начинающим блогерам поступать подобным образом.
Комментарии в блоге
Тем не менее, чтобы сохранить порядок в комментариях, опытные блогеры вводят короткий свод правил, который позволяет всё расставить по своим местам. К примеру, мои комментаторы должны придерживаться трех главных правил:
1. Проявлять уважение к другим участникам дискуссии.
2. Реклама запрещена.
3. Мат не приветствуется.
Вы вольны определить свои правила или же вообще остаться без таковых, но, как в любом нормальном обществе есть рамки приличия, так и в любом приличном блоге комментаторы должны уметь вести себя подобающим образом.
Если вы вместо "Живого Журнала" выбрали автономный блог, то у вас возникает возможность получать комментарии из социальных сетей, тем самым привлекая аудиторию этих сайтов. Дело в том, что по умолчанию каждый оставленный под вашей статьей комментарий публикуется на "стене" его автора, а значит, обращает внимание его друзей на вашу публикацию.
Кто ваш читатель?
Всегда приятно осознавать, с кем ты имеешь дело. Конечно, это касается и комментаторов вашего блога. Традиционно комментарий помимо самого текста включает в себя следующую информацию: аватар (изображение пользователя), никнейм (имя пользователя на сайте), ссылку на профиль автора комментария, время публикации комментария и IP-адрес.
Последний параметр крайне важен, так как сегодня является практически аналогом паспорта в Интернете. Например, вы опубликовали статью о том, какой в России быстрый и дешевый Интернет, а в комментариях кто-то пишет о том, что вы ошибаетесь. При проверке IP-адреса может оказаться, что человек вообще живет в Канаде. И такое бывает.
У многих хорошо развита зрительная память, потому часто можно узнать комментатора, просто увидев его аватарку. Вообще, любая уместная персонификация качественно улучшает отношение других участников дискуссии к вам, так как позволяет быстрее идентифицировать вас в процессе диалога.
Как найти свою аудиторию?
Когда вы начнете регулярно публиковать посты в своем блоге, вам необходимо будет найти свою первую аудиторию. Прежде всего, конечно, каждый открытый человек спешит поделиться плодами своего творчества с близкими ему людьми, в том числе и с друзьями. Вы можете оставить ссылку на ваш материал в своем профиле одной из популярных соцсетей, и это привлечет первую аудиторию.
А дальше надо обеспечить возможность распространить информацию. Попросту говоря, для удобства читателей установить на сайт кнопки для быстрой публикации ссылки на ваш материал в социальных сетях. Пользователи ЖЖ могут просто использовать тег
Кто такие "френды" и зачем они нужны?
Но вернемся к друзьям. Сегодня на английский манер их принято называть "френдами". Причем в реальности это могут быть и не друзья вовсе, а просто подписчики, читающие ваш блог. Такая система известна вам по социальным сетям или все тому же ЖЖ. Причем здесь важно отметить, что далеко не все из них будут читать ваш блог. Лента новостей ЖЖ устроена так, что выводит на страницу лишь ограниченное число записей. Если у вас несколько тысяч "френдов", то сколько страниц вам нужно будет перелистнуть, чтобы прочитать то, что каждый из них написал сегодня? Потому число френдов не равно числу посетителей. Хотя именно эта цифра часто служит показателем весомости блогера. В том числе среди рекламодателей.
Но и тут не все так просто. Возьмем, к примеру, одного из самых популярных блогеров ЖЖ - г-на Навального. Вроде бы его страница сообщает, что у него 71 572 "френда". Но ЖЖ не дает возможности увидеть полный список этих друзей, только первые 10 000. Зная, как накануне выборов в соцсети "ВКонтакте" целые группы в сотни тысяч человек, например, фанатов шоу "Дом-2", скупались и превращались в клубы "поклонников Навального", возникают сомнения в том, что это реальные люди, а не боты (см. Словарь блогера. - Авт.).
В "Твиттере", например, который тоже можно использовать для расширения читательской аудитории, можно посмотреть полный список "френдов", которые там называются "фолловерами". Но если вы проанализируете список "фолловеров" большинства популярных пользователей "Твиттера", увидите среди них немало американцев, китайцев, турков и проч. Это вовсе не значит, что те читают по-русски. Просто это боты, купленные там, где они дешевле всего стоят. Сегодня в нашем медиапространстве работает целая плеяда контор, занимающихся "продвижением в "Твиттере" за скромную плату, однако я бы не рекомендовал вам пользоваться их услугами. Репутация, как говорится, дороже.
Примечательно, что те, кто владеет в социальных сетях большим количеством фальшивых аккаунтов, сегодня уже могут влиять на новостную картину дня, ставя отметки "Like" на интернет-страницах с информацией, выгодной им, а не на тех материалах, которые действительно интересуют аудиторию. По мнению экспертов, вскоре станет возможно использовать боты для создания ложной повестки дня, когда рейтинг новостей дня возглавят темы, которые "захотели" увидеть хозяева ботов, а не легитимные пользователи соцсетей.
Один из последних скандалов, связанных с использованием ботов, - голосование в "Фейсбуке" по вопросу "За кого вы готовы проголосовать на праймериз оппозиции?". Известные "белоленточники" Владимир Ашурков и Сергей Пархоменко заняли 2-е и 3-е места, соответственно. Но проверка проголосовавших показала, что немалая часть из них - боты. Это к вопросу про честные выборы. С подробным расследованием этой истории вы можете ознакомиться, к примеру, в блоге Виктора Леванова http://viktorlevanov.livejournal.com/55263.html
Как стать популярным?
В предыдущих статьях мы уже обсудили ключевые факторы успеха блога: регулярные публикации и налаженная обратная связь с читателями. Также привлечь дополнительную аудиторию помогут СМИ, которые станут ссылаться на вас, если ваша точка зрения отражает мнение редакции. Так, например, посты многих оппозиционных блогеров публикуются на сайте "Эхо Москвы", тем самым обеспечивая значительный прирост посещаемости этому сервису.
Популярность любой выбранной темы ограничена широтой аудитории. То есть, если вы пишете о "котиках и собачках", то не стоит ожидать в комментариях дискуссий на серьезные темы. Однако многие порталы позиционируют себя как развлекательные, предлагая, так скажем, широкую повестку дня для максимального охвата аудитории. На мой взгляд, не самое удачное решение. Это можно понять, просто заглянув в комментарии к записям подобных ресурсов.
Помните, что вопрос "Как стать популярным?" должен быть обязательно дополнен еще одним "Среди кого?". Блог о кулинарии никогда не будет популярным среди тех, кому эта тема малоинтересна. Думайте о том, каких людей вы хотели бы видеть среди аудитории, и, исходя уже из этого, следуйте к поставленной цели.
Популярность за деньги
Год тому назад ЖЖ ввел "ПРОМО" в ТОПе записей на главной странице. Для тех, кто не обладает нужным рейтингом и возможностью попасть на главную страницу сервиса, предлагается просто-напросто выкупить на время почетное место в самом верху списка лучших записей, чем часто пользуются как оппозиционеры, так и прокремлевские молодежные движения.
В своем стремлении "объективно" освещать информацию ЖЖ пошел еще дальше. На данный момент формируется пул "послов ЖЖ" из людей соответствующих взглядов, задача которых - решать на уровне регионов, каким перспективным блогерам будут раздаваться гранты на общую сумму в $300 000. Гранты, слава богу, виртуальные, но они могут быть использованы на продвижение этих блогов в ЖЖ. Нетрудно догадаться, на какие цели они пойдут.
Словарь блогера
Бот или Ро'бот (англ. bot, сокр. от англ. robot) - программа, выполняющая автоматически и/или по заданному расписанию какие-либо действия через те же интерфейсы, что и обычный пользователь. Обычно боты предназначаются для выполнения однообразной и повторяемой работы с максимально возможной скоростью. Так же называются фальшивые интернет-пользователи, принимающие участие в голосовании.
Френд (от англ. friend) - взаимный читатель в ЖЖ и других соцсервисах.
Фолловер (от англ. follower) - подписавшийся на ленту ваших сообщений в "Твиттере".
Кстати
Недавно в ЖЖ прошло голосование на тему "Самый неприятный топ-блогер". Провел его teh_nomad, также входящий в ТОП ЖЖ, сообщает Росбалт.
С большим отрывом победил питерский блогер Олег Макаренко (fritzmorgen), за него проголосовало 33,4% опрошенных. На втором месте - дизайнер Артемий Лебедев (tema), 13,2%, кстати, придумавший логотип для украинских девушек из Femen. На третьем - актер Станислав Садальский (sadalskij) - 11,7%.
Список участников был составлен из наиболее часто появляющихся в топе блогеров. Помимо первой тройки, в нем присутствовали Ксения Собчак, Андрей Мальгин, Божена Рынска, Алексей Экслер, Наталья Радулова, Рустем Адагамов, Илья Варламов, Алексей Навальный и др.
Вопросы Дмитрию Беляеву можно задать по адресу: cuamckuy@gmail.com