Украина готова ввести утилизационный сбор для автомобилей из России
Рассмотреть "проект адекватных мер" украинский кабинет министров может уже сегодня, сообщил ранее министр экологии страны Эдуард Ставицкий. О подобных планах заявлял и премьер-министр Украины Николай Азаров.
Российская сторона от официальных комментариев по этому поводу пока воздерживается. Однако, как пояснил "РГ" источник в одном из ведомств, еще в апреле этого года украинские власти пытались поднять вопрос о намерении увеличить пошлины на импортные автомобили. Тогда они настаивали, что планы России ввести утилизационный сбор противоречат соглашению о зоне свободной торговли стран СНГ. Но дальше острых дискуссий дело не пошло. А министр торговли Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев выразил озабоченность в отношении готовящихся Киевом решений. Он говорил, что сторонам следует искать компромисс. Ожидается, что вопрос условий торговли автомобилями должен быть поднят в ходе первого заседания "Диалога по торговым вопросам", которое министры торговли ЕЭП и Украины проведут в ближайшее время.
В чем же суть конфликта, лежащего за сухими экономическими формулировками? Дело в том, что утилизационный сбор больно бьет по украинскому автопрому, который большую часть своей продукции экспортирует на рынок СНГ. Но стоимость популярных запорожских малолитражек в России после введения сбора увеличится на 10-15 процентов, в среднем на тысячу долларов. Цена кременчугских самосвалов "КрАЗ" и автобусов "Богдан" вырастет в полтора-два раза. При этом, кроме собственно украинцев и жителей СНГ, местные машины мало кому нужны. Скажем больше: россияне покупают украинские машины чаще и охотнее, чем украинцы. За шесть месяцев этого года россияне приобрели 11 тысяч автомобилей "ЗАЗ-Шанс" (реплика модели "ДЭУ-Ланос"), а украинцы только шесть тысяч. Аналогичная картина и по другим товарным позициям, поставляемым в Россию местной корпорацией "Укравто", владеющей контрольным пакетом украинского автопрома.
Иными словами, утилизационный сбор фактически ставит украинские автозаводы на грань выживания из-за потери рынка России и Таможенного союза (ТС). Нельзя сказать, что новые правила застали украинскую сторону врасплох. Автопроизводители последние два месяца били в колокола, а правительство выражало озабоченность и обещало с Россией договориться. Однако договоренности достичь не удалось даже на самом высоком уровне: все предложения украинской стороны, сводящиеся к специальным изъятиям в правилах и особому статусу украинских автомобилей на рынке ТС, российская сторона отвергла.
Между тем если украинская сторона действительно "отзеркалит" российские правила, то под ударом уже окажется продукция ВАЗа и других российских автопроизводителей. Так, теоретически под ценовым ударом окажутся популярные в Украине "российские" иномарки: KIARIO, VWPolo и другие. По меньшей мере, они сравняются в цене с иномарками, поставляемыми на Украину с Запада.
Впрочем, многие эксперты на Украине признают, что в отличие от "сырных" и "мясо-молочных" торговых войн с Россией, в автомобильной войне с Москвой у Киева шансов практически нет. "В ответ на шаги России Украина, конечно, может поднять цены на импортные иномарки. Вопрос, как к этому перед выборами отнесутся граждане Украины, чья покупательная способность и без того невысока. Поэтому Украина по-прежнему пытается апеллировать к зоне свободной торговли с СНГ и пытается решить вопрос в рамках этого договора, хотя утилизационный сбор касается пространства Таможенного союза. В действительности, единственный способ для Украины спасти свой автопром и экономику в целом - вступить в Таможенный союз, от которого Киев так упрямо отказывается. В какой-то степени, эта торговая война - последнее предупреждение Украине. Либо полноценное членство в Таможенном союзе, либо неизбежные крупные экономические и внутриполитические проблемы. В решении которых, ни ЕС, ни МВФ, скорее всего, может статься, помогать не будут", - прокомментировал "РГ" ситуацию исполнительный директор Российско-украинского информационного центра, политолог Олег Бондаренко.