Лев Аннинский, литературный критик
Российская многонациональность до сих пор спасает страну. Ведь очевидно, что если бы не вековые традиции веротерпимости, союзничества и культурного обмена народов внутри нашего государства, все бы развалилось и не было бы великой державы. А конфликты на религиозной и национальной почве возникают в первую очередь потому, что люди не знают, куда себя деть. Не научились за тысячу лет жить в обществе потребления и конкуренции.
Будучи потомком казаков-коммунистов, я до сих пор остаюсь некрещеным атеистом. Во время моего обучения в институте я бегал в церковь лишь из любопытства, хотя за это легко могли выгнать из комсомола. Но жить в России и никак не соприкасаться с религией - невозможно.
В наши дни всю религиозную сферу, к сожалению, опутывает какая-то неуправляемая энергия - дерзкая, оскорбительная и возмущенная. Поэтому я считаю, что нужно ввести какие-то правила в области религии. По крайней мере, чтобы "борцы за свободу" могли где-то выразить свое мнение, а верующие не были вынуждены это созерцать. Только тогда взаимоотношения людей разных взглядов и конфессий улучшатся.
Часто обсуждается введение религиозного Кодекса в стране. Идея хорошая, но он вполне может иметь негативные последствия, как и любое нововведение на Руси. У нас ко многим изменениям традиционно относятся с опаской, ровно как и к начальству. Какого бы правителя ни избрали, через мгновение его начинают люто ненавидеть. Это русский характер, с которым надо уметь жить и мириться. Кроме того, новые реформы могут использоваться в корыстных интересах каждой диаспоры - верующей, атеистической или либеральной - и их различная трактовка может привести к непредсказуемым результатам. Тем не менее я глубоко убежден, что необходимо производить любые попытки реформирования в религиозной сфере.
Визит Патриарха Кирилла в Японию, о чем пишет "РГ", необходим для укрепления связи между народами. Нельзя забывать, что между Россией и остальным миром в отношении веры есть огромная разница. В частности, на Западе идет усиление пренебрежения и издевательства над религией, колоссальный процесс падения интереса и авторитета церкви. Ей на смену идет либерализм, политкорректность и прочие веяния современности. У нас же в стране все наоборот - после семидесяти лет буйства, богоборчества и коммунистических иллюзий россияне кинулись обратно в религию, и с ней сейчас все больше отождествляется самосознание государства. Русский народ по природе своей непредсказуем, талантлив, удивителен. Впрочем, и великая культура рождается от подобных страданий. Но управлять такими людьми - тяжкий крест, который не каждому дано нести.