- Какую ключевую задачу ставили перед собой разработчики дорожной карты?
- Минимизировать избыточное госрегулирование, устранить дублирующие полномочия ведомств, оградить бизнес от лишних административных процедур. Власть должна больше доверять рыночным механизмам регулирования, включая страхование ответственности. Необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности госорганов, одновременно снизив затраты и издержки бизнеса и власти. Сегодня на проверки и отчеты государство тратит непозволительно большие трудовые и финансовые ресурсы - армия проверяющих все время растет, а качество услуг государства как регулятора все время снижается. Действует практически презумпция виновности для бизнеса - предприниматель все время находится под подозрением в нарушениях, поэтому таков объем проверок. Предприниматель нервничает, должен оправдываться, предоставлять копии документов, в том числе заверенных нотариально. От такой парадигмы в отношениях бизнеса и власти нужно уходить.
- Очевидно, что у крупного бизнеса есть и кадровые, и финансовые ресурсы для организации работы по ведению и предоставлению отчетности, приему проверок. Труднее всего сегодня среднему и малому бизнесу. Он был представлен в рабочей группе?
- При формировании рабочей группы мы как раз и ориентировались на максимально возможную репрезентативность. В группе есть средний бизнес - владельцы мебельной фабрики, мясоперерабатывающего завода, транспортной компании. Средний и малый бизнес также представлен деловыми ассоциациями. В проекте участвует и крупный международный бизнес.
- Объем отчетности напрямую связан с числом контролирующих ведомств. Есть ли в дорожной карте предложения по сокращению количества или полномочий регулирующих органов?
- Пока вопрос о сокращении количества контролирующих ведомств не стоит. Главное - устранить дублирующие полномочия, гармонично распределить их между органами власти. Избыточное регулирование проявляется в том числе из-за того, что между контролирующими органами не налажено межведомственное взаимодействие по обмену информацией. Что касается конкретных регуляторов, то, в частности, серьезным образом планируется сократить или уточнить полномочия Роспотребнадзора - например, предлагается исключить его полномочия по согласованию Проекта нормативов предельно допустимых выбросов промышленных предприятий. Или сократить срок (до 30 дней) и количество документов (до одного) при согласовании Роспотребнадзором исходно-разрешительной документации на строительство. Это позволит уменьшить общий срок получения разрешения на строительство. Таким образом, дорожная карта по регуляторной среде содействует реализации другого проекта АСИ - дорожной карте по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства.
- Какие направления регулирования охватывает карта?
- Работа над картой была сосредоточена по пяти основным направлениям. Первое - промышленная безопасность. Одной из мер в этом направлении предусмотрено исключение необходимости обязательного страхования гражданской ответственности владельцами объектов малой опасности, а по другим объектам предлагается размеры страховых взносов дифференцировать в зависимости от класса их опасности и уровня риска аварии.
Второе направление - это экологический надзор. Для примера, планируется провести категоризацию промышленных объектов по степени их негативного влияния на окружающую среду и установить исчерпывающий перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяется госрегулирование. Это позволит максимально приблизить российское природоохранное законодательство к международному, в частности, к европейскому, а значит, упростит использование зарубежных технологий и оборудования.
Третье направление карты - все, что связано с качеством государственных услуг. Одно из важнейших предложений, закрепленных по этому направлению, полномасштабная, на уровне всех органов и ведомств унификация использования электронной цифровой подписи в ведомственном и корпоративном обороте. Сегодня мы имеем колоссальную проблему, появившуюся от плохого межведомственного взаимодействия и алчности многочисленных посредников, - предприниматель при регистрации в различных системах электронного документооборота обязан каждый раз получать новую ЭЦП, которую невозможно использовать в других системах. ЭЦП, используемые на торговых площадках, невозможно использовать при обращении в налоговую или при взаимодействии с банком. При этом большинство ЭЦП имеют короткий срок действия - год-два, что накладывает на предпринимателя дополнительные расходы при перевыпуске подписи. Наша задача создать возможность использования единой ЭЦП во всех случаях ее применения. Четвертое и пятое направления - это сокращение объема отчетности и упрощение взаимодействия при направлении информации для различных реестров и регистров. В этой части дорожной карты предлагается, например, ввести законодательный запрет требовать копии уставов от юридических лиц при взаимодействии бизнеса с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Или ликвидировать дублирующие разрешительные функции реестров и соответствующих разрешительных документов - лицензий, разрешений.
- По направлениям дорожной карты удалось получить мнение регуляторов?
- Да, федеральные ведомства поддерживают наши предложения - они значительно упрощают многие процедуры, снимают раздражение предпринимателей, конфликтные моменты. Для них проект так же важен, как и для бизнеса. В работе над дорожной картой на всех этапах активно участвовали представители почти всех заинтересованных регуляторов - нужно сказать, что в целом органы власти формулируют конструктивную позицию по отношению к Национальной предпринимательской инициативе. Первоначальная настороженность и недоверие, которые имели место со стороны ведомств при работе над первыми проектами, уверенно сменяются заинтересованностью и прагматичным подходом. Особенно плотно с нами работает мин экономразвития, в частности, департамент госрегулирования в экономике.
- Один из основных доводов регуляторов в свою защиту - возможность взаимодействия в электронной форме. Есть ли сегодня полноценная система электронного документооборота между бизнесом и органами власти?
- Проблема в том, что каждое ведомство создает собственную систему документооборота без учета требований межведомственного обмена информацией. Как результат - несовместимость форматов, значительные сроки при предоставлении госуслуг, финансовые потери на обслуживании разных систем, необходимость дублировать информацию в печатном виде. Привычная практика - предоставляя отчет в контролирующий орган, предприниматель распечатывает электронный документ на бумаге, идет в учреждение, выстаивает в очереди и дублирует отчет в печатной версии, просит поставить на бумаге штампик о приеме. Поэтому значительная часть предлагаемых в дорожной карте мероприятий посвящена именно созданию единой системы электронного взаимодействия бизнеса и регулирующих органов, в частности, единой базы для предоставления отчетности. Параллельно с этим предусмотрено устранение многочисленных посредников и уполномоченных организаций, которые откровенно наживаются на сложности, непонятности и громоздкости имеющихся форм электронной отчетности. Формы электронного документооборота должны быть настолько просты, чтобы любой предприниматель мог самостоятельно их заполнить и отправить, не прибегая к дорогостоящей помощи посредников. Сегодня не более половины всех форм отчетов можно подавать в электронном виде. К 2018 году электронный документооборот должен охватывать уже 95% форм регулярной отчетности.
- Многочисленные проверки, ревизии, необходимость предоставления большого количества отчетов - все это отличная среда для коррупции. Каким образом в дорожной карте был реализован механизм ответственности органов власти?
- Во-первых, кардинальное снижение объемов отчетности, электронный формат отчетов - все это минимизирует контакт конкретного чиновника с предпринимателем, значит, меньше становится поводов для коррупции. Во-вторых, в дорожной карте предусмотрена материальная ответственность представителей контролирующих органов, например, за нарушение сроков обработки отчетности - соответствующие изменения будут внесены в Бюджетный кодекс. Кроме того, мы предлагаем заменить госрегулирование в отдельных отраслях альтернативными рыночными механизмами регулирования, в частности, страхованием ответственности. Перечень экспертиз, осуществляемых исключительно органами публичной власти, будет сокращен. Будут сформулированы четкие требования к негосударственной экспертизе. Все это позволит дерегулировать многие избыточные сферы госконтроля.
- На какой период рассчитана дорожная карта? Когда ожидать первых результатов?
- Мероприятия дорожной карты рассчитаны до 2018 года. Причем к концу этого года должна быть завершена в целом работа с аудитом и инвентаризацией имеющегося законодательства об отчетности, формах контроля и электронной документации. К декабрю мы также рассчитываем, что будут определены секторы промышленности для введения института негосударственного контроля, разработана система требований к участникам такого контроля, что позволит уже в следующем году приступить к упразднению избыточного регулирования государством отдельных отраслей. Очень важным аспектом станет мониторинг внедрения предложений дорожной карты. После утверждения дорожных карт рабочие группы продолжат свою деятельность уже в формате общественной оценки и приемки того, как органы власти выполняют требования дорожной карты.