В беседе с обозревателем "РГ" глава Кинофонда Сергей Толстиков попытался успокоить разгоревшиеся страсти.
- На Совете прозвучало слово "тональность". Я бы начал с тональности нашего общего разговора о ситуации в кино. И выделил бы главное: в спорах о "дорожной карте" важно помнить о "пункте назначения" - о том, какое в результате появится кино. С этих позиций и поговорим.
Дмитрий Медведев сказал, что у российского кино большой потенциал, но он не использован. Речь идет и о творческом потенциале и о потенциале аудитории, тоже задействованном далеко не полностью. Этот потенциал у нас не меньше, чем во Франции или в Южной Корее: желание смотреть отечественное кино никуда не пропало. Этот потенциал - 30 - 35 процентов.
Но на практике наша доля - 16 процентов, и, несмотря на субсидии и налоговые льготы, рывка все нет. Хотя развитие есть несомненно. Материальная база нашего кино сейчас много лучше, чем была еще недавно. И это значит, что вложенные деньги материализовались в новом съемочном, звуковом, световом, компьютерном оборудовании. А это важно для любого кино - и авторского и массового. Есть сдвиг и в творческом уровне: все чаще появляются картины заметные, оригинальные, привлекающие внимание и любителей кино и кинофестивалей, собирающие урожай международных призов. Число экранов увеличивается - это тоже развитие.
Поэтому единственное, с чем бы я поспорил в выступлении премьера, - тезис о деградации. Кризис - это когда мы достигли пиковой точки и с нее скатились. Но этой точки мы никогда не достигали. Доля аудитории российских фильмов, достигнутая в 2005 году, - ненадежный показатель: тогда вторжение американского кино было менее массированным, а интернет не так развит.
Премьер отметил необходимость перемен. Министерство предлагает в качестве неотложных мер введение квот на показ отечественных фильмов, отмену налога на НДС и возвратность предоставленных льгот. Но все эти меры, подчеркнул премьер, - небесспорны. Значит ли это, что мы все предложенное немедленно имплементируем? Нет, это значит - предполагается серьезное обсуждение.
Больше всего на Совете говорили о проблеме интернет-пиратства. Премьер с пониманием к этому относился, несколько раз привлекал к обсуждению министра связи. Стало быть, нужно ожидать решений, способных продвинуть давно застрявшее дело вперед. Кто-то из режиссеров говорил о необходимости кинотеатров, нацеленных на показ высокохудожественного кино. И премьер дал конкретное поручение министру культуры. Что же касается мер запретительного характера, то как раз таких поручений не было.
Не хочу выглядеть записным оптимистом, но как ручей в природе всегда пробивает себе дорогу, так и некие объективные процессы остановить невозможно. В прошлом году пытались отменить НДС на кинопоказ - пришлось его вернуть. Тем более, что на практике ликвидация НДС ничего не даст, только ударит по муниципальным кинотеатрам, а они и так не в простой ситуации.
Едва ли не первая инициатива обновленного минкульта - идея введения квот, по этому поводу успело высказаться довольно много экспертов. И я уверен, что несмотря на постоянное возвращение к этой идее, ни у министра культуры, ни в правительстве окончательных решений нет. Но очевидны попытки систематизировать поле, называемое кинематографом. С помощью экспертов разработать для киноиндустрии "дорожную карту", и хотя есть опасения, что ее примут без достаточного обсуждения, думаю, этого не случится. Представить себе, что сегодня какой-либо чиновник способен ввести ограничительную меру, не обосновав ее, - невозможно. Вот те же квоты: каким образом они приведут к главному результату - улучшению качества кино? Убедительно прописать такую цепочку будет трудно. Поэтому я почти уверен, что тупого квотирования не будет. Это нереально не только из-за консолидированной точки зрения всего киносообщества, но и из соображений здравого смысла.
Всех волнует анонимность идей. Кто эти люди, положившие предложения об отмене НДС и квотировании на стол министра? Кто тот эксперт, который их инициирует? С кем спорить по существу? Кому излагать наши аргументы, от кого выслушивать встречные возражения? Кто объяснит эту взаимосвязь между квотами и появлением у нас качественного кино? Эта неизвестность парадоксальным образом дает мне основу для оптимизма: когда "дорожная карта" будет практически разрабатываться министерством, появится более системная картина отрасли, и реализация любого механизма потребует тщательного изучения - как он повлияет на конечный результат. Начнется более предметное обсуждение, и тогда выяснится, что квоты - путь неплодотворный.
Могут быть другие пути? Конечно. Например, одна из проблем - конкуренция с американскими крупнобюджетными фильмами. И можно было бы ввести в импортную пошлину процент от бюджета голливудского фильма. Он все равно свое возьмет в нашем прокате. Но это была бы мера уравнительная, антимонопольная. И она мне кажется более результативной, чем любые ограничения для нашего кино.
Важный показатель: доля привлеченной аудитории. Увеличить ее может только появление кино разножанрового, адресованного разной аудитории и соответствующего разным вкусам. Будем ориентироваться на разные жанры - индустрия будет формироваться комплексно и системно.
Наиболее распространенное опасение: кино вновь станет идеологическим. Но сделать все кинопроизводство идеологическим - это означало бы открыть путь халтуре, неизбежный провал которой тут же рикошетом ударит по той же идеологии. Без уверенности в успехе браться за "идеологическое кино" никто не рискнет: слишком высока ответственность. Тем более что единой идеологии в государстве сейчас нет, как нет и монополии на идеологию.
Поэтому я пока не вижу оснований для панических страхов. Понимаю озабоченность, но предлагаю совместными усилиями выработать убедительную концепцию, которую никакой управленческий волюнтаризм не мог бы изменить: он тут же вошел бы в противоречие с логикой развития киноотрасли.