Александр Павлович, каждый солдатский набор сопровождается полицейскими рейдами. Это законно?
Александр Никитин: С точки зрения закона никаких облав быть не должно. Но есть четкий порядок в отношении так называемых уклонистов. В том случае, если молодой человек скрывается от призыва на военную службу, принимаются меры по его розыску. Для этого должно быть, как минимум, заведено дело об административном правонарушении и дано поручение полиции найти конкретного гражданина.
Если на уклониста возбуждено уголовное дело, то его могут объявить во всероссийский розыск.
Конкретный вопрос: имеет ли право полицейский остановить парня и потребовать, чтобы тот показал ему студенческий, военный билет или справку из вуза?
Александр Никитин: Если у полицейского есть ориентировка на уклониста, и этот парень подходит под его описание, - то такая проверка возможна.
Вообще правоохранители действуют в рамках своих полномочий. Это касается не только призывников - всех граждан. Когда, к примеру, на соседней улице кого-то ограбили, объявлен план "Перехват", то проверка у подозрительных прохожих паспортов с регистрацией, других документов - вполне законная процедура. Но для розыска уклонистов, повторюсь, полиция должна иметь соответствующее поручение комиссариата.
Давно говорят о необходимости ужесточении ответственности за уклонение от армии. Военные прокуроры поддерживают эту идею?
Александр Никитин: Административное наказание сейчас - штраф 500 рублей. Это, конечно, мало. Но уголовная ответственность за уклонение от военной службы может составлять до двух лет лишения свободы. Данный срок не просто сопоставим, а вдвое превышает время выполнения конституционного долга. Поднимать его вряд ли имеет смысл. Здесь главный упор надо делать не на ужесточение наказания, а на его неотвратимость.
Вообще борьба с уклонистами должна идти в двух параллельных плоскостях. С одной стороны, необходимо повышать престиж военной службы - чтобы молодые люди хотели идти в армию. Здесь, на мой взгляд, Минобороны взяло правильный курс. Солдаты уже не красят заборы, не чистят картошку, а занимаются учебой. Кроме того, их служба постепенно превращается в некое подобие социального лифта. Хорошо проявил себя в армии, - значит, перед увольнением, к примеру, получишь рекомендацию командира части на внеконкурсное поступление в вуз. Сейчас вот для бывших солдат хотят ввести государственные гранты на образование.
А с другой стороны?
Александр Никитин: Надо усиливать административную ответственность за уклонение от военной службы, поднимать штраф для беглецов от армии.
Сколько они должны платить?
Александр Никитин: Назвать конкретную сумму не берусь - это поле деятельности законодателей. У призывников ведь разный доход, некоторые ребята его вообще не имеют. И кто за них станет платить? Тут есть о чем подумать.