В Калифорнии разрешено использование машин, управляемых роботами
Калифорнийский губернатор Джерри Браун подписал закон, разрешающий в тестовом режиме эксплуатацию машин, оснащенных системами автономного управления.
Таким образом, Калифорния стала третьим штатом, на дороги которого выехали машины без водителя. Ранее подобные эксперименты узаконили власти Невады и Флориды.
Некую комичность ситуации придает требование: до завершения испытаний в каждой "машине без водителя" должны находиться... по два человека! Один подстраховывает робота, второй контролирует компьютеры.
Пока в Калифорнии три таких машины, созданных на базе гибрида "Тойота Приус". На них установлены красные номера, позволяющие отличить их от обычных машин.
На крыше "Приуса" установлен радар, ведущий сканирование окружающего пространства на 70 метров, на лобовом стекле стоят датчики GPS и системы распознавания цветов светофора, дорожных знаков и указателей. Еще четыре радара установлены на бамперах: с их помощью центральный компьютер определяет расстояние до объектов.
Эксперты прогнозируют, что рост киборгов за рулем приведет к снижению числа аварий. Аргументы: робот не употребляет алкоголь, не засыпает за рулем, не подвержен стрессам и начисто лишен куража. Он способен терпеливо двигаться в плотном потоке без перестроений и подрезаний, соответственно - без мелких ДТП, что снижает и проблему пробок. Наконец, маловероятно, что робот попытается дать инспектору взятку.
У беспилотников есть и слабые стороны. Пока непонятно, как поведут себя такие машины в тоннелях и вообще в местах, где слабый сигнал со спутников. Также неизвестно, как отреагирует робот и на незапрограммированную ситуацию. Наконец, пока еще в правилах движения ни одной страны мира не предусмотрены права и обязанности водителей-киборгов, и неясно, кто будет нести ответственность в случае ДТП.
А самое главное: сегодня самые действенные для водителей-людей меры наказания - это лишение прав и тюрьма. А вот роботов такими карами вряд ли напугаешь.
В "Сколково" разработан российский автопилот для автомобилей на базе технологий технического зрения и системы ГЛОНАСС. Он более дешев: если робот-навигатор от "Гугл" стоит 100 тыс. долларов, то наш всего около двух тысяч. Выпуск начнется в конце 2013 года, массовое производство - в 2015-2016 годах. В Москве рассматривается и вариант запуска поездов без машинистов по новым веткам метро, а также роботизированных электричек между терминалами аэропорта Шереметьево.
Адаптировать правила движения для киборгов-водителей в США планируют к 2015 году. По планам сооснователя "Гугла" Сергея Брина массовый выпуск "беспилотных" авто начнется через десять лет.