Южноуральские власти самокритично считают, что сегодня подобные сервисы активно используются в других субъектах УрФО, тогда как в Челябинской области эта работа только начинается. Возможность в режиме онлайн пожаловаться или отправить муниципальным властям свои предложения, которую имеют, к примеру, жители Южноуральска, - скорее, исключение из правил. Поэтому на форуме впервые предусмотрена дискуссионная площадка, где тему обсудят с участием специалистов из Екатеринбурга и Тюмени.
Рассмотрят также представленность органов власти в социальных сетях: вспыхнувший было интерес (или, скорее, мода) постепенно идет на спад. Но за то время, что активность в соцсетях считалась едва ли не обязательной для каждого уважающего себя чиновника, полноценно использовать эту форму обратной связи с населением научились немногие.
Особый интерес к дискуссии проявили специалисты по связям с общественностью и СМИ из муниципалитетов. Заметим, некоторые органы местного самоуправления до сих пор не имеют не только полноценных информационных ресурсов, но и достаточных технических возможностей для работы в Интернете. Напомним: с июля 2012 года чиновники лишились права запрашивать у граждан, обратившихся за госуслугами, документы и справки, которые они могут получить самостоятельно посредством системы межведомственного электронного взаимодействия. Но, как показал проведенный в августе подсчет обращений органов власти субъектов РФ к федеральным электронным сервисам, более 89 процентов из 3,8 миллиона таких обращений приходится на долю всего лишь 8 регионов России.
Не проявляет особой активности и население. По словам заместителя руководителя Роскомнадзора по Челябинской области Александра Плаксина, сегодня в регионе доступ к Интернету обеспечивают 119 обладателей лицензий на предоставление услуг связи. Из них 74 оператора имеют собственные сети передачи данных и шесть предоставляют услуги мобильного Интернета. В итоге все населенные пункты с населением от 500 человек обеспечены возможностью выхода в Интернет. При этом, как указывает замминистра информационных технологий и связи региона Игорь Фетисов, разница между Челябинском и другими территориями остается очень существенной: если в областном центре в Сети уже 80 процентов домохозяйств (некоторые из них подключены сразу к нескольким операторам), то за его пределами - порядка 25-30 процентов.
Налицо и низкая культура использования IT-технологий, а также относительно слабый интерес людей к сервисам "электронного правительства". Между тем эффективность последнего, как считает министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, должна определяться долей оказанных в электронном виде госуслуг, и ведомство намерено выступить с инициативой узаконить этот критерий.
Ликвидация обозначившегося "информационного неравенства" непременно заденет каждого гражданина, изменит качество жизни во всех населенных пунктах. Но для этого мало просто внедрять цифровые технологии, необходимо и продвижение ключевых знаний в этой сфере в глубинку.