12.10.2012 01:00

Лимузин 001

Управляющий делами президента РФ Владимир Кожин рассказал о новом автомобиле для главы государства
В России создается не просто отечественный лимузин, а целая линейка автомобилей. Более того, идет работа над концептом машины в самой простой комплектации - "народного автомобиля", заявил на "Деловом завтраке" в "РГ" глава Управления делами президента РФ Владимир Кожин.

В первую очередь мы хотели бы обсудить вопрос, который активно обсуждается в обществе. На этой неделе люди говорили о президентском автомобиле. Владимир Путин в телеэфире сказал: мы сделали российский лимузин, сейчас проходят его тесты. Из подробностей глава государства раскрыл лишь тот факт, что машины сконструированы на базе ЗИЛа, при этом сам президент не вмешивается в работу инженеров и дизайнеров. Мы хотели бы узнать детали: что за автомобиль, сколько стоила разработка, когда его можно будет увидеть?

ФОТОРЕПОРТАЖ ВИКТОРА ВАСЕНИНА

- Некоторое время назад мы, действительно, серьезно занялись этой проблемой. С одной стороны, у нас в стране складывается хорошая ситуация с точки зрения и выбора, и конкурентных предложений по автотранспорту. Вы знаете, какие автоконцерны уже построили свои заводы и производят здесь машины. Формально эти автомобили являются машинами российского производства - это и "Форд", и "БМВ", и "Тойота", на подходе другие проекты.

У Управления делами президента серьезные, многолетние, крайне выгодные для обеих сторон взаимоотношения с концерном "БМВ", в эту же сторону мы движемся с "Фордом". Поэтому сегодня основу нашего автопарка составляют машины марок "БМВ", "Форд" и "Волга". Но, с учетом того, что марки "БМВ" и "Форд" все-таки иностранные, была поставлена задача заняться созданием отечественного автомобиля. Не просто лимузина для руководства, а целой линейки автомобилей. При этом нужны машина и более низкого класса, микроавтобусы. Решение этой задачи было поручено правительству и нам. Процесс курирует вице-премьер Аркадий Дворкович.

Сегодня есть два коллектива, две команды, которые готовят конкретные предложения. Они касаются как идеологии - то есть на какой базе запускать в России этот процесс, так и внешнего вида, концепта этих машин. Это российские команды, но они выступают в кооперации с крупными иностранными партнерами. В решении задачи также участвует отечественная наука.

Почему мы считаем это направление перспективным? То, что казалось невозможным еще пять лет назад, сегодня становится реальным. Сегодняшние технологии проектирования и производства настолько проникающими и интегрированными, что сказать - эта машина является исключительно немецкой или японской, невозможно. 80 или 90 процентов ее частей не производится в стране, которой принадлежит марка. У нас же действуют старые стереотипы: если у нас не производится 100 процентов деталей, да еще и на ЗИЛе, то это не российская марка. Но сейчас все поменялось. Сейчас есть возможности технологической кооперации. И это будет наш отечественный автомобиль, целая линейка автомобилей - от представительского лимузина до автомобиля в самой простой комплектации, "народного автомобиля".

Техническое задание вы составляли?

- Мы, а также наши коллеги из Федеральной службы охраны.

Возьмите классический автомобиль, на котором сегодня ездят президенты, возьмите его параметры. То есть параметры нового не должны быть хуже.

Каков бюджет создания этого автомобиля?

- В данный момент идет разработка этой линейки. Параллельно ведется работа по оценке стоимости. При этом не будет так, что бюджет выделяет деньги, и начинается работа. Была поставлена задача не рассчитывать на это. Это будет частно-государственное партнерство. Будет участвовать и государство, путем прямого финансирования и другими способами, а также и частный бизнес примет участие. Та команда, которая предложит лучшую модель, в том числе и экономическую, и выиграет конкурс.

 
Видео: Александр Шансков

Будет ли самолет представительского класса у нас?

- У нас даже нет такого понятия - самолет представительского класса. Наш авиапром еще десять лет назад лежал "на боку". Президентом Владимиром Путиным было принято решение о его серьезной поддержке. Мы были одними из первых заказчиков и для Казани, и для Воронежа, потом для Ульяновска. Сегодня ситуация в авиапроме изменилась принципиально. Завершается обновление авиапарка специального летного отряда "Россия".

Сегодня парк оснащен ТУ-214, ТУ-204, на подходе АН-148, ИЛ-96. Ждем, когда пойдет серия SuperJet. Те самолеты, которые мы заказываем, удовлетворяют всем нашим требованиям. Поэтому можно и называть их самолетами представительского класса. Тот борт, которым летают президент, премьер, министр иностранных дел, является нормальным функциональным самолетом.

Полностью "Деловой завтрак" с Владимиром Кожиным читайте в ближайших номерах "РГ"

Автомобили мировых лидеров