25.10.2012 11:10
    Поделиться

    "РГ" выяснила, законно ли с нас берут плату за проезд по частным дорогам

    Законно ли берут плату за проезд по частным дорогам?

    Прокуратура Дзержинска подала в суд на крупнейшее химпредприятие города - "Корунд", которое установило платный проезд по дороге на улице 1 Мая.

    Надзорный орган считает, что предприятие нарушает Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ", и требует устранить нарушения.

    Об этом "РГ" сообщила старший помощник прокурора Нижегородской области по взаимодействию со средствами массовой информации Жанна Мордовина.

    10 рублей за километр

    - Прокурорская проверка была инициирована по обращению двух жителей и трех организаций Дзержинска. Дорога, за проезд по которой взималось по 10 рублей с каждой легковой машины, проходит вдоль предприятия, ее длина - 1 километр 191 метр. Проезжая часть перегорожена шлагбаумом. Все вырученные за проезд деньги шли в "Корунд", - сообщила она.

    По словам старшего помощника прокурора Дзержинска Инны Гущиной, эта дорога очень важна для горожан:

    - По этому участку ездят многие дзержинцы, только по нему можно проехать к центральным проходным предприятий и складам, к которым постоянно ездят люди по производственной необходимости. Если объезжать по Автозаводскому шоссе, то получается очень большой крюк.

    После проверки генеральному директору организации прокурором города вынесены протест и представление об устранении нарушений. Указанные акты прокурорского реагирования предприятием удовлетворены частично. Прокуратура Дзержинска уже направила соответствующее исковое заявление в городской суд для устранения остальных нарушений.

    По словам специалиста по связям с общественностью "Корунда" Анастасии Щербаковой, о незаконности установки платного проезда говорить рано, по крайней мере до решения суда. В компании пояснили, что дорога, на которой введено регулирование проезда, является частной собственностью "Корунда". Предприятием по согласованию с ГИБДД Дзержинска на всей ее протяженности - от железнодорожного переезда до виадука на Автозаводское шоссе - установлены дорожные знаки, оборудован пешеходный переход. Содержание и ремонт дороги ведется за счет организации. Проезд служебного и личного транспорта сотрудников предприятий, для которых автодорога является единственным проездом к своим организациям, осуществляется на основании пропусков установленной формы. Сотрудники ГИБДД, МЧС, кареты скорой медицинской помощи, спасательные службы предприятий, автомобили органов власти и управления всех уровней пользуются дорогой бесплатно.

    "Необходимость введения ограничения проезда на отрезке дороги вызвана увеличением потока автомобильного транспорта, создающим этим помехи транспорту "Корунда", в том числе перевозящему опасные грузы. Для иных автотранспортных средств есть возможность альтернативного проезда по Автозаводскому шоссе. В соответствии с законодательством правила использования частных автомобильных дорог определяются собственниками таких автомобильных дорог, поэтому введение пропускного режима имеет абсолютно законные основания", - говорится в заявлении компании.

    Шлагбаум скоро вернется

    Похожая история год назад произошла в Нижнем Новгороде. Тогда прокуратура Ленинского района подала иск в суд к фирме "Новейшая экономическая политика". Владелец компании Алексей Семернинов купил дороги на территории бывшего станкостроительного завода и стал брать плату с машин, въезжающих на территорию, где сейчас расположены склады и офисы ("РГ" подробно рассказывала об этом в ежедневном выпуске 20 июля 2011 года).

    Районный суд поддержал позицию прокуратуры и признал установку шлагбаума незаконной. Однако предприниматель подал апелляцию в областной суд и тот отменил предыдущее решение, фактически признав правоту Семернинова. Прокуратура дошла до кассационной инстанции, однако решение осталось прежним.

    - Я выиграл все суды и в ближайшее время снова собираюсь установить шлагбаум, пока до этого просто не доходят руки, - заявил "РГ" Алексей Семернинов. - Сейчас же я начал судиться с организациями, которые из-за шедших тяжб больше года пользовались моими дорогами бесплатно, планирую взыскать с них недополученную прибыль.

    Впрочем, точка в этой истории, похоже, еще не поставлена. Как пояснил "РГ" прокурор Ленинского района Константин Жиляков, несмотря на то, что последнее решение суда было в пользу предпринимателя, в документе есть и оговорка: собственники помещений на территории завода могут воспользоваться правом на установление сервитута (право ограниченного пользования чужим земельным участком).

    - Пока шлагбаума и препятствий для въезда нет, нет и необходимости в сервитуте. Но как только ограничения появятся, собственники смогут обратиться в суд, - пояснил Жиляков. - Если будет установлен частный сервитут, они будут проезжать к объектам бесплатно, но предприниматель теоретически сможет брать деньги с приезжающих клиентов компаний. Если установят публичный сервитут, а это может произойти по инициативе властей, право бесплатного проезда получат все.

    Тем временем

    В Республике Коми в прошлом году было возбуждено уголовное дело в отношении предпринимателя из Вуктыла Николая Недоушко, директора компании "Стройэнергосервис", который больше года собирал с автомобилистов деньги за проезд к причалу на реке Печоре ("РГ" подробно сообщала об этом в ежедневном выпуске 1 сентября 2011 года).

    Бизнесмен взял в аренду земельный участок, через который проходил единственный путь к парому. При въезде на территорию у причала он установил ворота, обустроил пост и ввел пропускной режим, определив стоимость проезда. Однако при этом фактически шлагбаум был установлен не на арендованной территории, а на соседнем участке, сообщил "РГ" прокурор Вуктыла Владимир Трофимов.

    В результате Николая Недоушко осудили и оштрафовали на 400 тысяч рублей. Правда, уже в мае этого года фирма вновь поставила шлагбаум в том же месте.

    - Теперь там другой директор, и в мае она снова стал собирать плату за проезд. Это продлилось две недели, пока мы не вмешались. Компания переоформила должным образом земельный участок, но мы считаем, что за сам проезд деньги брать они все равно не вправе, - говорит Владимир Трофимов. - Это возможно при оказании дополнительных услуг - платной стоянки, туалета, кафе. А если водители не желают этим пользоваться, то должны проезжать бесплатно. По данному факту снова возбуждено дело, скоро оно будет передано в суд.

    Поделиться