Мы посчитали, сколько фильмов хранится на пяти пиратских ресурсах и сколько имеют официальные интернет-кинотеатры. На пиратских сайтах, по нашим данным, их более 50 тысяч, на легальных - около 17 тысяч. В 2012 году в прокат вышло/выйдет 466 фильмов. Цифры говорят сами за себя.
Сегодня зарабатывать на пиратстве несложно. Создаются порталы, позволяющие пользователям и профессиональным пиратам без особого труда выкладывать нелицензионную медийную продукцию. Содержатся такие ресурсы за счет рекламодателей: баннерная или контекстная реклама стоит не так дорого, как, например, покупка прайм-тайма в телевизионном эфире. А финансовый эффект от проката мирового блокбастера ощутим сразу. Блокировать пиратский трафик можно, но необходим целый комплекс мер и технологий. Невмешательство в деятельность пиратских ресурсов законодательно и надзорно - это сигнал для всего рынка: за воровство чужой интеллектуальной собственности ничего не будет, а если и будет, то ущерб несопоставим с доходами.
Именно поэтому отрасль еще долго может находиться в полузачаточном состоянии. Изменения возможны, если все участники будут готовы к взаимодействию: правообладатели, ориентированные на конечного потребителя, начнут своевременно продавать права легальным интернет-площадкам, государство займет позицию, что прямые и косвенные заработки на воровстве чужих произведений - это преступление, а IT-компании откажутся от косвенных схем и перейдут на продажи c использованием легальных бизнес-моделей.
Описанные проблемы присущи сегодня не только России, но и всему миру. Страны с позицией "пиратство - это преступление" сдерживают рост нелегального распространения за счет контроля. В США, прежде чем предоставить услуги по размещению контента, провайдеры проверяют заявителя. Попасть с пиратским сайтом в их дата-центры почти невозможно. Другая ситуация в Нидерландах. Страна лояльна к проблеме пиратства и считается стабильно устойчивой к жалобам правообладателей - все это в мировом масштабе привело к постепенному переводу серверов в дата-центры Нидерландов. К середине 2012 года картина начала меняться, появился еще один островок пиратской активности - им стала Германия. Стоимость услуг баварских дата-центров ниже, чем в Нидерландах, именно поэтому администраторы ресурсов, с которых распространяется нелегальный контент, стали все чаще переносить сервера в зону .de. Что касается России и стран СНГ, то количество нелегально распространяемого контента ежегодно увеличивается на 15-20%.
Ежемесячно "пиратские" сайты посещают около 32 млн русскоязычных пользователей. Чтобы перевести интернет-пользователей на себя, официальные интернет-площадки начали предлагать более качественный сервис, но их каталоги не могут конкурировать с пиратскими. Причина - сложная процедура получения лицензионного контента. Кроме этого, путь от появления фильма в кинотеатре до проката на официальных интернет-площадках может составить от 3 до 6 месяцев. В эпоху быстрого развития технологий это слишком долго, на пиратских сайтах контент появляется в первые же сутки проката.
Потери правообладателей от распространения контента нелегально зависят от используемой методики подсчета. Общепринятая методика - количество просмотров, умноженное на цену билета, - на мой взгляд, дает чрезмерно большие цифры. Если же посчитать не только количество просмотров и закачек по факту, а еще и высчитать, сколько людей склонны пойти в кинотеатр или купить DVD, при невозможности закачки из Интернета, то мы получим близкие к реальности цифры. По исследованиям разных стран, 15-25% пользователей готовы пойти в кинотеатр или купить DVD, если не смогут быстро найти фильм в Сети. Опираясь на эти цифры, можно подсчитать реальные потери. Например, если какой-нибудь артхаусный фильм скачало 10 000 человек, при средней стоимости билета 230 рублей, недополученная прибыль составит около 400 тыс. рублей. Используя такую методику расчета, можно утверждать, что потери правообладателей от скачивания или просмотра нелицензионной продукции, по самым скромным подсчетам, превышают 34 млн евро ежемесячно.
Что касается методов защиты от нелегального распространения контента, единого способа нет - правообладатели и их представители используют несколько технологий. Это получение административных доступов к ресурсам, мониторинг (выявление), сбор и обработка данных, автоматическая рассылка юридических уведомлений, подключение юристов, блокирование/удаление нелегального контента. В странах, работающих по закону DMCA (Digital Millennium Copyright Act - Закон об авторском праве в цифровую эпоху), письма-уведомления стандартизированы и действия провайдеров после их получения регламентированы. В СНГ единых правил нет, как нет и единого законодательства, каждый работает как умеет. Если говорить о перспективах, то в мире набирают обороты технологии мониторинга и автоматизированного удаления. Думаю, что в течение двух-трех лет у каждого крупного правообладателя появится свой департамент и своя система удаления, которая будет не только следить за распространением контента на официальных площадках, но и при необходимости блокировать пиратский трафик.