02.11.2012 00:50
Рубрика: Дороги

Парковка: эксперимент задает вопросы

Наш корреспондент попытался поставить машину в пилотной зоне центра Москвы за 50 рублей в час
В Москве начался эксперимент по внедрению платной парковки в центральной части города. Город готовился к нему основательно.

Оплата полностью автоматизирована, принят городской закон, устанавливающий драконовские штрафы. Цель затрагивает интересы всех москвичей - и тех, у кого машины есть, и тех, у кого их нет: борьба с пробками. Чем меньше останется машин, стоящих на проезжей части центральных улиц города, тем быстрее поедем. Что из всего этого получилось, корреспонденты "РГ" проверили на себе.

ОПРОС: Поддерживаете ли вы проект по введению платных парковок?

В пилотную зону попали улицы Петровка, Каретный Ряд и прилегающие к ним части бульваров и переулки. Стоимость часа стоянки - 50 рублей. Штраф за нарушение правил пользования - от 1500 рублей (неправильно поставленная машина) до 5000 (оставление машины без номеров). Эксперимент распространяется только на улицы, дворы остались бесплатными. Право на бесплатную автостоянку получили инвалиды - для них выделено 10% машино-мест.

Поворачиваю с Тверской на Страстной бульвар. Трудно не заметить плакат "Вы въезжаете в зону платной парковки" и табло с указаниями свободных мест на бульваре и соседней Петровке.

Пока не вижу ни одного: обочины забиты машинами. Сворачиваю на Петровку, и паркуюсь прямо под информационным щитом с подробной инструкцией, как оплачивать парковку. Строго следуя указаниям, набираю на номер 7757 СМС: 1006 (номер парковки) и госномер машины. Отправляю. Через секунду приходит ответ: "У вас подключен запрет на пользование платными SMS-сервисами". "В этом случае мы ничего сделать не можем", - говорит Сергей Мариничев, замруководителя рабочей группы по парковочному пространству дептранспорта города.

 
Видео: Константин Завражин/РГ
 

Звоню на "горячую линию", там советуют поискать паркомат. Нахожу его в 300 метрах. Как рассказал Мариничев, всего установлено 10 паркоматов - по числу сегментов пилотной зоны. Около моего терминала стояли две девушки-промоутеры, которые помогают пользоваться аппаратами и отправлять СМС. Всего их 42, и будут они работать как минимум в течение двух ближайших недель. Мне помочь они не в состоянии - терминал принимает предоплатные карты на 500 и 1000 рублей, которые продаются в киосках "Мосгортранса" и салонах сотовой связи "Связной". У меня карты нет. И покупать не очень хочется: я не так часто бываю в центре, чтобы отдать сразу 500 рублей за парковку, которая, может быть, мне на такую сумму и не потребуется. Не подумала я и о том, что еще дома надо было бы в "Личном кабинете" парковочного пространства parking.mos.ru привязать банковскую карту к номеру моей машины и рассчитываться по ней. На все мытарства мне отпущено 15 минут - это бесплатный период стоянки с момента приезда. После этого должен приехать "Паркон" и выписать штраф в 2500 рублей за нарушение правил платной парковки. Впрочем, вчера можно было еще не бояться. Штрафовать начнут с 9 ноября, когда вступят в силу соответствующие поправки в столичный КОАП за нарушение правил пользования платными городскими парковками. Местные жители стараются пока спешно оформить резидентные разрешения на бесплатную стоянку с 8 часов вечера до 8 утра и вешают замки на дворах, опасаясь нашествия чужаков. "У нас всего 8 машин на дом, и парковка во дворе примерно на столько же, - рассказала "РГ" Татьяна Френкель, жительница дома 2 стр. 1 по 2-му Колобовскому переулку. -

Теперь мы его закрыли на замок". На то он и эксперимент, чтобы пробовать. Продлится он до 28 февраля 2013 года. За это время власти надеются выявить все слабые места и внести коррективы в условия пользования платными парковками.


Проверка слуха

Пока москвичи примеряются к платным парковкам, в городе запущена страшилка: жителям, оказавшимся в зоне эксперимента, стоянка машины теперь обойдется в 18 тысяч рублей в месяц. По крайней мере так заявил депутат Госдумы Александр Агеев, глава московского отделения партии "Справедливая Россия", на площадке которой накануне запуска пилотного проекта прошел посвященный ему "круглый стол". Таким образом, в очередной раз действия московских властей, пытающихся вызволить город из пробок на дорогах, были подвергнуты сомнению. Но неужели и впрямь жителей столицы ожидают такие расходы? В департаменте транспорта, куда "РГ" адресовала этот вопрос, пояснили: "Такая сумма может набежать лишь при условии, что машина у человека не во дворе, а на улично-дорожной сети 24 часа в сутки все семь дней в неделю. То есть он никуда никогда на ней не ездит. Вряд ли в городе найдется много таких жителей, которые покупают автомобили, чтобы они превратились из средства передвижения в вид недвижимости.

15 минут есть у водителей на оплату стоянки. После этого оштрафуют

Не только опыт Москвы, но и многих других городов мира, раньше российской столицы занявшихся транспортной проблемой, показал: простых ее решений нет. Москва взялась, наконец, за прокладку новых дорог, строительство метро темпами, которыми с ней сейчас может потягаться лишь Китай, приспособление к городским перевозкам пригородных электричек и обновление всех других видов общественного городского транспорта. Но, увы, и без такой непопулярной меры, как введение платных парковок, очевидно, обойтись не удастся. Начать с эксперимента - разумное решение. Ведь в ходе его можно общими усилиями всех горожан постараться сделать это как можно более безболезненно. Не нагнетая страхов, а выявляя узкие места и максимально оперативно находя способы их устранения.

Полезные телефоны

У вас еще остались вопросы по пользованию платными парковками? Звоните по телефонам информационного центра Тверского района: 8(495) 539-22-99 и "горячей линии" многофункционального центра в Замоскворечье: 8(495) 666-30-80.

Кстати

Как оплатить парковку в пилотной зоне в центре Москвы

В Париже, как и в других больших городах Франции, практически на всех улицах за стоянку автомобилей надо платить с 9.00 до 19.00 с понедельника по пятницу включительно. Причем час парковки в зависимости от близости к центру стоит от 1,5 до 3 евро. Как же быть автомобилисту, у которого нет гаража, и ему приходится держать машину под открытым небом? Ведь за 10 часов парковки ему надо было бы выкладывать в среднем по 20 евро в день и 100 - в неделю. Чтобы этого не происходило, городскими властями разработан щадящий режим для этой категории граждан. Он называется "стоянка по месту жительства". Город разбит на множество зон (в Париже их 160). Парижанин обращается в мэрию с документами, подтверждающими его адрес и данными автомобиля. Получает карточку, дающую право на льготную парковку в четырех зонах вокруг места его жительства. В этом случае парковка будет стоить всего 3,65 евро в неделю. Карточка, а также квиток, который с ее помощью выдает обычная стойка-автомат оплаты парковки (они установлены везде, где парковка разрешена), прикрепляется под ветровое стекло машины, чтобы избежать полицейского штрафа.

В Италии нет привычного понятия "двор", а есть зона, принадлежащая тому или иному кондоминиуму. Парковочная площадка расположена, как правило, за ограждением в виде калитки или невысокого забора. К ней имеют доступ почти все члены жилищного комплекса, имеющие право на парковку. Во время покупки жилья в Италии обычно в довесок продается как минимум одно парковочное место. В больших квартирах семья может приобрести сразу два открытых или закрытых бокса. Если за членом кондоминиума, по согласованию с администратором здания, закреплено такое место, это означает, что он волен ставить машину туда в любое время дня и ночи.

Есть, однако, дома, в которых действуют определенные ограничения. К примеру, если число жителей превышает количество доступных парковочных мест, приходится искать компромисс. В таком случае можно рассчитывать на парковку только в течение 8-9 месяцев, а остальное время ставить машину в другое место. Например, возле дома, на проезжей части, которая, по сути, никому не принадлежит и где действует принцип: "кто первый пришел, того и тапки".

Однако, помимо привилегий, связанных с принадлежностью к кондоминиуму, итальянцы могут рассчитывать на "бонусы", которые им дает резиденция в том или ином районе города. При наличии специальной наклейки, выдаваемой компетентными органами и подтверждающей, что владелец авто является "своим", можно беспрепятственно парковаться на "голубой (запретной для нерезидентов) линии" и ставить машину на любое количество часов в тех местах, где действует временной лимит.

Комментарий

Максим Ликсутов, заммэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры:

- Прежде чем запустить пилот, мы встретились с жителями. Выслушали их и записали себе все вопросы, которые у них были. Все это время и я, и мои заместители каждый день и даже каждую ночь бывали в зоне пилотного проекта. Был я там и вчера утром, когда проект стартовал. Считаю, что в целом к началу пилот готов. Хотя остался и ряд нерешенных вопросов, и нам о них известно. Например, не могут оплатить парковку с помощью SMS пока владельцы мобильных телефонов, имеющие корпоративные номера. Сохраняется проблема оплаты кредитной картой - ее мы решим в ближайшие дни. Парковочную же карту можно приобрести во всех киосках "Мосгортранса".

Главное, что я должен подчеркнуть на данном этапе: пилотный проект для того и запущен, чтобы в ходе его отработки, которая продлится с 1 ноября по 28 февраля, какие-то параметры администрирования платных парковок были скорректированы. Какие именно нуждаются в этом - подскажут и жители улиц, вошедших в проект, и все остальные москвичи, которые воспользуются данными парковками. Могу лишь гарантировать, что до тех пор, пока мы не снимем большинство вопросов с оплатой, штрафовать автомобилистов никто не будет.

Сергей Байдаков, префект Центрального административного округа:

- Мы стараемся помочь жителям спокойно пройти все процедуры, связанные с пилотным проектом. В управе Тверского района открыт Информационный центр по работе с обращениями граждан, в многофункциональном центре Замоскворечье организована "горячая линия". Будем искать и дополнительные возможности для бесплатной парковки машин москвичей, проживающих в зоне эксперимента. В частности, первые 120 м/м для резидентов

домов с дефицитом дворовой территории на днях появятся на пустыре на Большом Каретном переулке, 8. Эта площадка сейчас освобождается от строительных бытовок. Там сделают нормальное дорожное покрытие и нанесут разметку. Рассчитанная на 120 машино-мест, территория будет иметь пропускной режим и статус дворовой, то есть можно будет оставлять машины на круглые сутки. Предназначена она и для резидентов, которым не хватило места на обычных стоянках.

Хотел бы напомнить, что во дворах на территории "пилотного проекта" расположено 705 м/м. Кроме того, в этой зоне в жилом и нежилом фонде имеется 19 подземных паркингов на 1600 м/м, а также открытая автостоянка на 14 м/м. Итого: 2319 м/м. Добавим еще 120, получается 2439 м/м. В домах же, расположенных в зоне эксперимента - 2274 квартиры, на собственников которых зарегистрировано 1500 автомобилей. То есть мест для своих хватает с избытком. Для дополнительных же плоскостных стоянок во дворах, к сожалению, возможности нет. Поэтому мы вынуждены защищать дворы жителей от тех, кто попытается пристроить машины в них бесплатно. 32 двора из 69 уже оборудованы шлагбаумами, 20 готовятся к закрытию. Перекрывать въезд не планируют лишь жители лишь 3 дворов. Для контроля всех договоренностей на парковке по Большому Каретному, 8, мы рекомендуем жителям создать общественную организацию.

Подготовила Любовь Проценко

ОПРОС "РГ"