03.11.2012 18:00
    Рубрика:

    В Доме музыки впервые исполнят ораторию "Минин и Пожарский"

    Четвертого ноября в Московском международном Доме музыки прозвучит оратория С. Дегтярева "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы". Грандиозное сочинение едва ли не впервые будет представлено у нас полным исполнительским составом - камерный и роговой оркестры, хор, вокальный ансамбль, солисты и даже некоторые спецэффекты.

    Имя композитора Степана Дегтярева мало что говорит даже многоопытным современным меломанам. Долгое время оно было прочно и незаслуженно забыто. Известен Дегтярев лишь в церковной среде - как автор духовных сочинений. Тем больший интерес вызывает предстоящее исполнение его главного светского опуса.

    Один из самых образованных музыкантов своего времени, Степан Дегтярев был крепостным графов Шереметевых. Просвещенные господа, заметив музыкальную одаренность мальчика, дали ему отличное образование. Дегтярев играл на многих инструментах, пел ведущие партии в графском театре, прекрасно владел итальянским языком (он даже совершил кратковременную поездку в Италию), а также французским и немецким. Личная несвобода не мешала полету его сочинительской фантазии и проявлению организаторских талантов - любимым детищем Дегтярева стала капелла крепостных певчих, выступавшая в лучших залах Петербурга и Москвы.
    Композитор тонко чувствовал природу человеческого голоса и прославился, прежде всего, хоровыми концертами. Оратория "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" была написана им в 1811 году, когда Россия готовилось отметить 200-летие изгнания поляков из Москвы и восстановления государственности. Премьера оратории состоялась на открытии всем известного памятника Мартоса на Красной площади. Для пущей торжественности Дегтярев значительно расширил исполнительскую палитру. Помимо мощного хора он ввел в состав солистов, чьи партии по многим признакам напоминали оперные, и целых два оркестра - симфонический и роговой музыки. Кроме того в партитуре была прописана пушечная пальба; таким образом, Дегтярев стал основоположником спецэффектов в отечественной музыке. Возможно, именно его влияние испытывал Чайковский при написании своей увертюры "1812 год", в которой тоже звучат пушечные залпы.

    Нынешнее исполнение оратории в Доме музыки обойдется без пальбы, но исполнительские силы тоже будут задействованы нешуточные: оркестр Musica Viva,  Российский роговой оркестр, вокальный ансамбль "Интрада", солисты Большого и Мариинского театров. И лазерная видеопроекция - как спецэффект эпохи айфонов и Lady Gaga.