05.11.2012 23:45
    Поделиться

    Российский рынок легковых автомобилей в 2012 году сократился втрое

    Российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей за 9 месяцев 2012 года в количественном выражении вырос на 13,8% и составил 2 187 337 шт. А в прошлом году за тот же период рост составил 45%. Такие данные приводит компания "Эрнст энд Янг".

    Впрочем, падение прироста более чем в три раза экспертов не пугает. "В прошлом году рынок находился в фазе восстановления и поэтому показывал такие высокие темпы роста", - считает начальник отдела аналитики агентства "Автостат" Андрей Топтун. По его прогнозу, уровень продаж в этом году практически выйдет на уровень самого лучшего для российского авторынка 2008 года - 3 млн автомобилей. "Этот уровень удовлетворит потребности страны в автомобилях в ближайшем будущем при существующих доходах населения в условиях отсутствия роста среднего класса как основного потребителя", - говорит он.

    По мнению эксперта компании "Эрнст энд Янг" Сергея Капьева, замедление роста российского рынка связано и с прекращением действия программ утилизации и субсидирования процентных ставок по кредитам на автомобили. Напомним, что программы завершились в июне и декабре 2011 года соответственно. "В дальнейшем на рост рынка будут влиять такие факторы, как ожидания относительно макроэкономической ситуации, которая, в свою очередь, будет оказывать влияние на стоимость и доступность автокредитов", - прогнозирует эксперт.

    Еще одна причина торможения, по мнению Алексея Терещенко, директора отделения стратегического развития международного автомобильного холдинга "Атлант-М", - возможное приближение рынка к пределу своего насыщения. "И этот предел ниже, чем ожидал, например, минпромторг. Особенно проявляется замедление спроса в мегаполисах - Москве и Санкт-Петербурге, где уровень автомобилизации очень высок. Вероятно, факторы пробок и ограничений для автомобилистов наконец перешли в количественное выражение", - подчеркнул он.

    Соотношение отечественных и импортных автомобилей меняется не в нашу пользу. Российский автопром, по наблюдениям Андрея Топтуна, снизил долю на "домашнем" рынке по итогам 9 месяцев 2012 г. на 9% в количественном выражении, до 20,8%. "Российские производители ушли в минус из-за Автоваза, для которого текущий год был запланированно отрицательным, - поясняет эксперт. - Об этом говорили представители завода еще в прошлом году. Этому способствовали следующие факторы: окончание программы утилизации, по которой у автозавода была значительная доля продаж, и обновление модельного ряда". Рост импорта на нашем рынке прогнозируется и в дальнейшем. По мнению гендиректора НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) Максима Нагайцева, России в ближайшие годы следует ожидать наплыва китайских автомобилей: "У них в планах на 13-ю пятилетку стоит цель, что к 2020 году каждый второй автомобиль, произведенный в Китае, должен быть продан за рубежом. Учитывая, что Россия становится ведущим европейским рынком, мы явно будем в списке атакуемых". По его словам, сейчас в Китае ежегодно производится около 20 млн автомобилей, и доля их экспорта не превышает 3%. В 2012 году поставки китайских автомобилей в Россию уже вдвое превысили прошлогодние показатели и составили более 100 тысяч машин.

    В целом же российский рынок продолжает демонстрировать лучшую динамику по сравнению с Евросоюзом и СНГ. Так, по данным Алексея Терещенко, на Украине за 9 мес. этого года продажи новых иномарок в количественном выражении выросли на 12%, отечественных - упали на 26%. Итоговый темп прироста пока в плюсе - 2,5%. А в Белоруссии при росте продаж официальных дилеров на 20% общий объем регистрации новых машин упал на 29%, так как многократно сократился темп "серого" ввоза новых автомобилей физическими лицами (до 1 июля 2011 года в Беларуси пошлины для них были льготными, что привело к автомобильному буму).

    Ну а европейские авторынки продолжают затяжное падение, сообщает Сергей Капьев, ссылаясь на данные ACEA: за 9 месяцев 2012 года в Евросоюзе (EU27, за искл. Мальты) продажи упали на 7,6%. При этом среди топ-5 рынков Европы по объемам продаж новых автомобилей только Великобритания продемонстрировала рост продаж на уровне 4,3%, в то время как в Германии продажи снизились на 1,8%, во Франции - на 13,8%, в Италии - на 20,5%, а в Испании - на 11%.

    Поделиться