05.11.2012 23:45
    Поделиться

    Дорожники разработают автотрассы нового поколения

    Дорожная отрасль приступает к разработке автотрасс нового поколения

    Байки о плачевном состоянии наших дорог давно перетекли из категории народного фольклора в разряд "визитной" карточки российского "гостеприимства". Но, похоже, скоро все изменится. Инициаторы дорожно-строительной реформы обещают разработать и растиражировать в регионах целый комплекс инновационных решений по модернизации и строительству новых автотрасс.

    Об этом заявили представители Минэкономразвития, Минтранса, Федерального дорожного агентства, Минпромторга, Росстроя, Евразийской экономической комиссии, Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО на специальной сессии форума "Открытые инновации". На суд экспертов была представлена федеральная программа "Инновационная дорога" - пилотный проект по современной реконструкции участков автодорог в Москве, Рязани и Татарстане. Разработчики озвучили три основных аргумента в пользу придания инициативе статуса "проект федерального значения". Прежде всего компании-партнеры смогут набраться опыта в проектировании и строительстве дорог с использованием доселе не применявшихся в России современных материалов и технологий, разработать собственную методику, призванную увеличить экономичность, безопасность и экологичность строительства и эксплуатации дорожных объектов, увеличить межремонтные сроки. Это позволит в полевых условиях без ощутимых финансовых рисков "отсеять" неприжившиеся строительные практики. И одновременно разработать универсальные типовые решения для адаптации по всей стране на базе наиболее зарекомендовавших себя технологических платформ и концепций.

    Большие надежды связаны с такими новшествами, как использование наноструктурированной светящейся дорожной разметки, материалов дорожного полотна, увеличивающих износостойкость более чем в 2 раза, покрытия противоскольжения, особо прочных наноструктурированных бетонов, технологии усиления несущих конструкций. Особое внимание уделено композиционным материалам: из них будут изготовлены основание дорожного полотна, столбы, мосты, крепления дорожных знаков, крышки колодцев и прочие элементы инфраструктуры, пешеходные переходы. "Есть и другой способ сделать пешеходный переход более заметным, - пояснил руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Алексей Комиссаров. - В нескольких местах над настоящей "зеброй", на высоте 3-4 м, можно повесить ее "дублер" - воздушную "зебру" (ее роль выполняют обычные разрядные лампы). Не заметить такой пешеходный переход невозможно, даже если наземная разметка покрыта снегом".

    Нашлось место в проекте и для интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Они управляют трафиком в автоматизированном режиме, предупреждают водителей об опасных дорожных ситуациях, автоматически фиксируют нарушения и т.д. Как рассказал "РБГ" Александр Морозов, директор департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ, планируется, что автоматической системой идентификации с применением RFID-технологий будут оснащены дорожные знаки. Подобные технологии должны помочь как в борьбе с кражей дорожных знаков, так и в спорах с сотрудниками автоинспекции в конфликтных ситуациях.

    Особая роль в проекте "Инновационная дорога" отводится энергосберегающим технологиям - а это полное переосмысление работы и устройства схем электросетевого и осветительного комплексов. Опытная эксплуатация выявила, что технология светодиодного освещения обладает 2- 4-кратным превосходством в энергоэффективности перед люминисцентными лампами (они же энергосберегающие) и в 10 раз - перед лампами накаливания. Соответственно, эксплуатация дорог муниципальным и федеральным властям обойдется в разы дешевле.

    Как рассказал "РБГ" гендиректор НП "Производителей светодиодов и систем на их основе" Евгений Долин, интерес российской световой промышленности к поиску новых форм сотрудничества с крупными индустриальными заказчиками очевиден. Ведь именно в связке с крупными партнерами у сравнительно молодых стартапов кратно возрастают шансы коммерциализировать свои технологии. Перспективы массового внедрения этой техники в качестве главного дорожного освещения пока туманны. Основной тормоз - "недомолвки" в законодательных формулировках устаревших правил СНиП. Прежде всего они не стыкуются с новыми техническими возможностями светодиодных светильников и их установки взамен старых "ламп Ильича". Однако в целом ситуация в секторе обнадеживает. Рынок индустриальных светодиодных светильников в России стал показывать позитивную динамику оборота, достигнув за пару лет отметки в 60 млн долл., а доля данного сегмента в общей массе рынка светодиодной продукции подходит к 30%.

    Поделиться