Медведев: АСЕМ способен формулировать приоритеты для развития Евразии

Вчера в лаосском Вьентьяне открылась девятая встреча "Азия - Европа" (АСЕМ).

Россию на форуме представляет премьер-министр Дмитрий Медведев, написавший к саммиту статью "Россия - связующее звено АСЕМ", опубликованную в 36 изданиях Европы и Азии.

С 1996 года АСЕМ объединяет страны Европы, Южной Азии и Тихоокеанского региона. Наша страна вступила в организацию в 2010 году, что, как считает российский премьер, имело большое значение для всей архитектуры международных отношений, которые все больше характеризуются глобализацией и углублением всеобщей взаимозависимости. "Позволило в буквальном смысле связать два влиятельных центра мировой политики и экономики, - отметил Медведев. - Недаром Россию называют Евро-Азиатской или, как пишут некоторые исследователи, Евро-Тихоокеанской страной".

Одним из условий устойчивого глобального развития, полагает глава правительства, становится система взаимосвязанных и при этом самостоятельно развивающихся региональных интеграционных объединений. В Западной Европе таким объединением является Евросоюз. В Азии - это АТЭС и АСЕАН.

На постсоветском пространстве также произрастают свои союзы. Дмитрий Медведев напоминает, что к 2015 году Россия, Белоруссия и Казахстан на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства создадут Евразийский Экономический союз. "Убежден, когда Евразийский Экономический союз заработает в полную силу, мы сможем снять барьеры для движения товаров, капиталов и услуг на Евразийском пространстве", - написал Медведев.

Процессы глобализации и смещения центров экономического развития в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона накладывают отпечаток и на приоритеты внутри России. "На ближайшие годы и десятилетия перед Россией стоит важнейшая историческая задача - обеспечить ускоренную модернизацию экономики на основе гармоничного развития российских регионов, - заявил премьер. - Приоритет будет отдаваться Сибири и Дальнему Востоку".

Внутри России также скрыт потенциал, который может быть полезен для всего Евразийского континента, но до сих пор используется Европой и Азией не в полной мере. Это прежде всего, указал Медведев, транспортные и транзитные возможности. "Модернизация и либерализация экономических условий способны обеспечить значительный рост объема транзитных перевозок - не менее 15 процентов общего грузопотока - в сообщениях Европа-Азия, а также Европа - Азия - Америка", - подчеркнул глава российского правительства. Только Транссибирская магистраль способна в год пропускать до 100 миллионов тонн груза. От Находки до Западной Европы специализированный железнодорожный состав может проходить за две недели. Сейчас же традиционными морскими путями грузы из Азии в Европу идут 35 дней. "Многообещающие перспективы открываются для развития Северного морского пути, который в два раза короче нынешних маршрутов через Индийский океан", - уточнил в этой связи Дмитрий Медведев.

Есть перспективы в использовании воздушного транспорта. "Эксплуатация российского воздушного пространства и аэродромной сети Сибири - имеющейся и планируемой - выгодна для всех сторон, поскольку в этом случае более экономичным окажется использование самолетов средней дальности с их дозаправкой на российской территории", - считает российский премьер.

Он уверен, что форум АСЕМ способен формулировать приоритеты для развития всего Евроазиатского континента, объединять в диалоге разные государства и региональные объединения.

"Россия давно готова к взаимодействию на данном направлении, - заверил Медведев партнеров. - Наш опыт многовекового существования на стыке различных культур и цивилизаций будет, безусловно, востребован и в развитии в рамках АСЕМ межкультурного диалога, и в создании единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана".