Напомним: известный на весь мир образец советского конструктивизма в Кривоарбатском переулке, 10, был построен архитектором Константином Мельниковым в 1929 году для своей семьи. Этот дом-цилиндр с окнами-сотами - не только памятник регионального значения, но и кандидат на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По завещанию Константина Мельникова, дом должен перейти государству - под музей.
Внучка архитектора Екатерина Каринская встретила гостей в валенках. Несмотря на то что на первом этаже включены электрообогреватели и газовые горелки, температура в помещении не выше 7 градусов. Уже семь недель она пишет во все инстанции, чтобы приняли меры: "Холод и сырость разрушительно влияют на конструкции здания и на сохранность мемориальных вещей и произведений искусства, в том числе графики и живописи Константина Мельникова и его сына Виктора". Надо сказать, в доме оригинальная система отопления: по замыслу автора, здесь нет батарей, а теплый воздух распределяется по всему дому, поднимаясь из подвала по воздуховоду.
Каринская отвергла версию, что дом отключен от тепла за неуплату. Говорит: "Вся моя пенсия уходит на коммуналку". И даже показала квитанции. По ее словам, причина в том, что поврежден трубопровод, подводящий тепло, и случилось это после сноса другого исторического здания по соседству - Дома Мельгунова на Арбате. Но, как выяснилось, этот самый трубопровод не значится ни на чьем балансе, а потому и ремонтировать его некому.
В департаменте топливно-энергетического хозяйства Москвы подтвердили, что "подача теплоснабжения в дом Мельникова приостановлена в связи с обнаружением повреждения на тепловом вводе". Что делать дальше? Собственник должен заключить договор с МОЭК и за свой счет отремонтировать.
Но с собственниками история запутанная. Сейчас половина принадлежит Российской Федерации, передана в оперативное управление Музею архитектуры имени Щусева, а вторая половина - покойному Виктору Константиновичу Мельникову. Ее управляют наследники, между которыми идут судебные тяжбы.
"Город готов участвовать в судьбе Дома Мельникова, - сообщилсоветник главы Мосгорнаследия Николай Переслегин, - даже заняться его реставрацией, но только в случае решения имущественных споров. Мосгорнаследие не может потратить деньги на ремонт того, что ему не принадлежит. В противном случае это будет признано нецелевым использованием средств, что является преступлением.
Прав советник. Но что делать с аварийным трубопроводом? Памятник-то вымерзнет, пока будут идти имущественные споры. Получается, что, кроме пенсионерки Каринской, трубопровод чинить некому.