Уже не впервые Экспертный совет обсуждает подготовку к предстоящему в 2013 году двадцатилетнему юбилею парламента и Конституции, и с каждым разом становится понятно, как много еще не сделано. "Необходимо обновление работы парламента за счет повышения качества законотворчества и привлечения независимых экспертов, - заявил Сергей Нарышкин, и, приводя в пример тенденцию ухода российских компаний из-под отечественной юрисдикции, добавил, - регистрация по чужим правилам происходит и быстрее и надежнее, как и защита прав в судах других стран". Он считает, что "точечными решениями ситуацию не исправить, нужна системная работа по разработке законов".
Опять почему-то вернулись к идее создания новой Конституции: председатель ЦК КПРФ Зюганов настаивал, что за нее голосовали только 33 миллиона из 144 млн человек, и потому она не является полноценной. "У нас Конституция "на вырост" - она лучше того общества, в котором мы живем, - возразил ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау, - она не расписывает все в деталях, но задает рамки". А руководитель аппарата Счетной палаты Сергей Шахрай призвал не воспринимать Основной закон как "набор рецептов": "Это набор типовых процедур для решения типовых конфликтных ситуаций, набор этих предписаний не связан с конкретными личностями и поэтому сугубо инструментален. В Конституции изложена была модель будущего".
Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талия Хабриева считает, что поставленную перед ней задачу - дать основу для новой формации и полной смене законодательства - Конституция 1993 года выполнила: "В то же время есть системные сбои всего правового массива - у нас 4500 федеральных законов, и только в 1000 из них это законы, которые имеют собственный предмет регулирования - как может формироваться нормальная правоприменительная практика?" А Татьяна Хомчик из минюста напомнила, что сейчас зарегистрировано более 26 тысяч нормативных подзаконных актов, часть уже утратила силу, но ведомства не успевают внести изменения, а в результате граждане теряют время на их обжалование в судах.
Поспорили юристы и вокруг возможности создания "закона о всех законах" (то есть закона о порядке принятия законов): есть два законопроекта, один очень старый в Думе, другой - в институте Хабриевой. "Я считаю, что технологические позиции "закона о законах" могут быть отражены в регламентах Госдумы, Совета Федерации", - возражает председатель Комитета ГД по конституционному законодательству Владимир Плигин. "Категорий субъектов законодательных инициатив у нас шесть, а синхронизация шести регламентов - это вполне решаемая задача", - соглашался Нарышкин.
"Слишком легко стало писать законы, - вздыхал Плигин, - из ста процентов таких законов процентов восемьдесят отклоняются". "Надо побыстрее разобраться с тем багажом, который остался от предыдущих Дум", - считает Нарышкин, напоминая о том, что принятая в сентябре новая регламентная норма позволяет палате более оперативно расчищать завалы заведомо непроходных законопроектов. Он также призвал собравшихся поучаствовать в подготовке плана законопроектной работы на следующий год.
Некоторые были уже готовы. Зюганов заявил, что "если в ближайшее время мы не примем пакет законов, который усилит контрольные функции за исполнением законов и за полномочиями чиновников, включая администрацию президента, мы не справимся с задачей", и сообщил, что такой пакет, по случайному совпадению, в ближайшее время внесут в Думу коммунисты.