13.11.2012 00:20

Тест на драйв

Таксопаркам пропишут открыть медкабинеты
Транспортным компаниям и производствам, где работники перед выходом на смену обязательно проходят медосмотр, придется закупать тесты на алкоголь и наркотики большими партиями. Но проводить исследование, возможно, будет некому - новые правила предрейсовых осмотров отсекают от дела большинство медработников.

"Если эти правила примут сегодня, то завтра 80 процентов водителей выйдут на линию с липовыми печатями!" - предупреждает врач Павел, работающий в клинике, которая занимается предрейсовыми осмотрами водителей. Узнав об инициативе минздрава от корреспондента "РГ", он тут же прочитал проект приказа "Об утверждении порядка проведения предсменных (предрейсовых) и послесменных (послерейсовых) медицинских осмотров", размещенный на сайте ведомства.

Документ предполагает, что проводить профосмотр может только "врач-терапевт (врач общей практики, фельдшер), прошедший повышение квалификации по специальности "профпатология". Проблема в том, что сейчас пред- и послерейсовые осмотры в основном осуществляют специалисты со средним медицинским образованием. Для этого им достаточно пройти 36-часовой курс подготовки персонала. Если новый порядок вступит в силу, то этим заниматься будет просто некому.

Проект приказа готовит и другие трудности владельцам автохозяйств и прочего подвижного состава. Работодатель обязан обеспечить не только специальное помещение, но и в обязательном порядке раскошелиться на экспресс-тесты для установления факта употребления алкоголя и других психоактивных, в том числе наркотических, веществ. Сейчас алкотесты применяются на усмотрение медицинского работника, рассказывает председатель межрегионального профсоюза "Таксист" Ярослав Щербинин. Ежедневные наркотические тесты он обязательными не считает, так как "наркотик может содержаться в организме несколько дней". Но в принципе согласен на эту меру, если будет снят другой барьер для легального медосмотра. "Если отменят обязательное лицензирование помещений для медосмотра, все упростится, в регионах сейчас большие проблемы с местами, где можно получить справку", - жалуется он.

90 процентов таксопарков в России не имеют своих машин, а работают с частными предпринимателями на личных автомобилях, признает Олег Амосов, сопредседатель профсоюза таксистов. Сейчас приезжать в парк на другой конец города, чтобы получить справки, не обязательно. Можно заключить договор на обслуживание рядом с домом. "Но медицинские центры не совпадают по месту расположения с техническими, то есть человек с утра перед работой должен съездить по пробкам в два места, которые могут быть отдалены друг от друга на два-три микрорайона", - подчеркивает Амосов.

Если все будет в одном месте, то это, конечно, удобнее для водителя. А работодателю, понятно, новые траты. Тесты на наркотики, например, обходятся в 50-200 рублей за штуку в зависимости от типа и количества видов выявляемой "дури". И их надо иметь столько, чтобы каждый день проверять каждого водителя. Впрочем, с точки зрения пассажира, эту "обязаловку" можно только приветствовать.