- А это было пожелание автора - чтобы дирижер повернулся к публике лицом и предложил ей хлопать, - говорит руководитель ансамбля, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Владимир Байдов. - В партитуре было написано: начинает мандолина, а остальные музыканты оставляют инструменты и стучат руками - кто по пюпитру, кто по столу. У американца Джона Кейджа, между прочим, есть даже камерная вещь, где для каждого музыканта написана партия - кто бьет по книге с твердой обложкой, кто- по мягкой, кто еще по чему...
Ну полный авангард. Но у вас в названии есть еще и слово "классик".
Владимир Байдов: А мы играем музыку от XII и до XXI века. Что же касается названия, то тут помог случай. Это был 1991 год, мы, еще просто Камерный ансамбль Республики Беларусь, вернулись с гастролей, и я вижу в Минске афишу: авангардная музыка, играет ансамбль "Классик-Авангард" и с ним выступает шведский поэт, польский поэт... Оказалось, один мой приятель решил собрать такую авангардную программу, включить нас в нее и, чтобы не писать официальное название, взял и придумал такое - короткое и броское.
В вашем "ансамбле солистов" всего 16 музыкантов...
Владимир Байдов: Такие компактные ансамбли, в которых есть по одному все инструменты симфонического оркестра, появился в Европе не больше ста лет назад. В таком ансамбле и музыканты должны иметь мастерство солиста и участвовать в оркестровой игре.
Как вы отбираете своих мастеров?
Владимир Байдов: Обращаю внимание не только на владение инструментом, но и на коммуникабельность человека, его склонность к сотрудничеству, гибкость. Ведь жанр наш - музыка для небольшого смешанного состава - еще молодой, играть в его рамках в консерваториях не учат, нашим музыкантам приходится приобретать много новых навыков. Работа у них, лауреатов конкурсов, выпускников лучших учебных заведений России и Беларуси, скрупулезная и трудная.
А у молодого жанра есть сегодня в Беларуси молодые авторы?
Владимир Байдов: Сегодня многим современным композиторам интересно работать в этом жанре, где есть и духовые, и струнные, и ударные, и рояль. Мы играем не только Стравинского и Малера, но и много музыки, написанной специально для нас молодыми белорусскими композиторами.
Вы открываете новые имена и в прошлом белорусской музыки, того же Станислава Монюшко.
Владимир Байдов: Не побоюсь этого слова, но мы, вполне возможно, по-настоящему открыли миру этого белорусского музыкального гения. Монюшко родился под Минском и, пока не уехал в Вильно, написал тут семь опер, а из его музыки не игралось до последнего времени ничего, кроме двух-трех арий. Мы играем и записываем Монюшко, а одну из его опер, "Лотерею", реставрировали и даже поставили в Минске три года назад.
Авангардная музыка многим кажется трудной для восприятия. Как можно помочь публике понять ее?
Владимир Байдов: Помогает тщательная, продуманная устроителями концертов подготовка. Ты подсказываешь человеку ход мысли, рассказываешь ему историю произведения, и у него включается воображение, и музыка превращается в живую картину. В "Библейских сценах" Виктора Копытько уже название частей - та же, "Суламифь" - говорит слушателю, о чем идет речь, и тот легко начинает мыслить образами композитора.
А на концертах "Классик-Авангарда" звучат еще и стихи...
Владимир Байдов: Да, в некоторые свои сложные вещи мы включаем, посоветовавшись с авторами, поэтическое слово, подбираем стихи, которые помогают подавать эту музыку, раскрывать ее содержание. Например, два года назад к юбилею поэта Владимира Короткевича мы организовали проект "Апостал" - артисты на концертах читали его стихи в нашем аккомпанементе. Мы проводим на концертах выставки современных художников - публике бывает интересно воспринимать музыкальные образы через живопись. Иногда на наших концертах даже танцуют профессиональные артисты: чем больше информации публика получает, тем ей проще будет воспринять нашу музыку.