Новости

15.11.2012 00:26
Рубрика: Digital

Деньги пахнут пластиком

Универсальные электронные карты начнут выдавать с 1 января 2013 года
Около 5 тыс. россиян уже стали владельцами универсальных электронных карт (УЭК). С 1 января 2013 года с помощью "пластика" можно будет получать и оплачивать государственные и муниципальные услуги. Какие? Заменит ли карта паспорт? Можно ли использовать ее за границей? На вопросы "РГ" ответил президент федеральной уполномоченной организации "Универсальная электронная карта" Алексей Попов.

Удастся ли запустить систему с 1 января?

Алексей Попов: Есть бородатые мифы про универсальную электронную карту. Первый как раз о том, что сроки могут перенести. К примеру, из-за того, что к работе с картой не готовы регионы. Могу сказать точно: никто ничего менять не собирается. В законе сказано, что с 1 января 2013 года в России начинается выдача электронных карт тем жителям страны, которые написали заявления на их получение. А еще через год - всем остальным. Так и будет. Хотя сама по себе карта, даже выпущенная в большом количестве, никому не нужна, если по ней нельзя получить реальных услуг. Так что мы свою задачу видим в том, чтобы помочь регионам начать не просто выпуск карт, а реальное оказание услуг по ним.

Каких конкретно услуг?

Алексей Попов: Всех тех, которые жители страны сейчас получают в государственных и муниципальных ведомствах. С помощью карты можно платить налоги и штрафы, получать загранпаспорт и другие документы. Самое простое - с первого января можно будет зарегистрироваться в личном кабинете на региональном портале госуслуг. Сейчас для этого приходится заполнять анкету с персональными данными, ждать, когда по почте пришлют логин и пароль... С УЭК все проще. Поскольку в ней уже "зашита" электронная цифровая подпись, регистрация в личном кабинете будет происходить автоматически.

Другой пример - материнский капитал. С помощью УЭК его можно будет получить без единого посещения органов соцзащиты. Человек, используя универсальную карту, заходит на портал региональных госуслуг, заполняет нужные формы, заверяет их квалифицированной электронной подписью, которая также записана на УЭК, и получает деньги на свой счет в банке. В Волгоградской области маткапитал таким способом уже выдают. С 1 апреля 2013 года карту можно будет использовать и вместо билета в транспорте. Правда, первое время только на пробных маршрутах.

Цифра: 40 млрд рублей - в такую сумму оценивается стоимость проектапо внедрению УЭК

В Москве?

Алексей Попов: Они появятся во всех регионах. Схема покупки билетов с помощью УЭК предельно проста. Вставляете карту в банковский терминал. Со счета списывается сумма, соответствующая количеству нужных поездок. Информация о купленных "билетах" записывается на приложение карты. Операция занимает считаные секунды. В транспорте карту нужно просто приложить к валидатору. Это удобно и выгодно. Во-первых, появится возможность для снижения стоимости проезда. Около 15% цены бумажного билета занимают расходы на его печать и утилизацию. С УЭК необходимость в этих тратах отпадает. Так что на 1-2 рубля проезд будет дешевле.

Во-вторых, есть реальный шанс наладить нормальный учет пассажиров-льготников. За них транспортникам платит государство. Но деньги перечисляются из расчета примерного количества пассажиров - точных цифр никто не знает. В этом случае расходование бюджетных денег вряд ли можно считать эффективным. УЭК решает эту проблему, ведь система сможет пересчитать, сколько поездок совершил льготник. Важно, что данные по таким пассажирам в администрации будут передавать не сами транспортные компании, а оператор этой системы. То есть третья незаинтересованная сторона. Это позволит полностью исключить любые злоупотребления.

Сколько сейчас желающих получить карту?

Алексей Попов: Заявления написали около 8 тыс. человек. Примерно 5 тысяч карт выдано.

Кто эти люди, которые их получают?

Алексей Попов: В основном сотрудники администраций и банковские работники. Это правильно. Обкатку карты нужно начинать с людей, которые отдают себе отчет в том, что на первом этапе в работе могут возникать какие-то сбои. Хотя, надо отметить, что УЭК разрабатывали таким образом, чтобы ее можно было использовать, даже если возникнут какие-то проблемы со считыванием информации. На саму карту, к примеру, нанесены фамилия, имя, отчество владельца, дата его рождения, номер свидетельства пенсионного страхования. В случае чего "пластик" достаточно будет просто показать.

Многие люди боятся, что кто-нибудь украдет персональную информацию, которая будет записана на УЭК. Есть основания для таких опасений?

Алексей Попов: Карта - лишь "ключ". Она помогает быстрее найти нужные записи. А записи где хранились, там храниться и будут, так что никаких новых глобальных рисков не создается.

А что касается денег на банковском приложении?

Алексей Попов: Здесь риск такой же, что и при использовании обычных банковских пластиковых карт. Если человек потерял карту вместе с пин-кодом, главное, вовремя это заметить. Карту можно будет заблокировать и перевыпустить. Но лучше, конечно, хранить карту и пин-код отдельно друг от друга.

Заменит ли карта паспорт?

Алексей Попов: В ближайшее время нет. Потому что паспорт все-таки должна выдавать Федеральная миграционная служба, а не федеральная уполномоченная организация "Универсальная электронная карта". Все наши наработки, весь тот гигантский бэк-офис по обрабатываемым транзакциям по УЭК однозначно будет востребован в процессе создания электронного паспорта.

Кроме того, те карты, которые сейчас выпускаются, имеют срок действия - пять лет. Потом они будут постепенно изыматься из оборота. И вот тогда можно будет выпускать параллельно вместо этих вышедших из оборота УЭК электронные паспорта. За это время мы как раз пройдем все "подводные камни", которые могут возникнуть в процессе использования УЭК. При этом старый добрый бумажный паспорт еще долго будет основным документом. И все государственные и муниципальные услуги можно будет продолжать получать так, как люди привыкли. То есть, обратившись в то ведомство, которое их оказывает.

Справка "РГ"

Владельцами УЭК смогут стать все граждане России с 14 лет. Чтобы ее получить, нужно написать заявление и отнести его в ближайший предназначенный для этого пункт приема заявлений. Они перечислены на сайте федеральной уполномоченной организации "Универсальная электронная карта" - www.uecard.ru - в разделе "Гражданам". Заявление можно будет написать заранее, скачав форму на сайте, или сделать это уже на месте. Одновременно предстоит оформить заявление на открытие банковского счета. С 2013 года сделать и то, и другое можно будет прямо на сайте, но карту получать все равно придется лично.

Для отказа от карты тоже нужно будет написать заявление. Если вы уже получили карту, но передумали, ее просто аннулируют.

Опрос "РГ"
Digital Технологии Универсальная электронная карта