ГАИ подготовила поправки в правила для снижения ночной аварийности
Такие предложения по изменению правил дорожного движения направило в министерство внутренних дел Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России.
Дело в том, что, согласно статистике, только за девять месяцев этого года в 43 тысячах аварий с пешеходами на дорогах страны погибло более пяти тысяч человек и получили ранения почти 40,5 тысячи. На пешеходных переходах произошло более 11 тысяч аварий, в которых погибло 727 человек.
Цифры говорят сами за себя: к сожалению, на сегодняшний день пешеходы остаются одной из наименее защищенных категорий участников дорожного движения - именно на них ежегодно приходится треть от всех дорожных происшествий.
На период с октября по декабрь приходится более трети ДТП с пострадавшими за год. Аварии с пешеходами чаще происходят в вечернее время и в конце недели, большая часть среди пострадавших - именно пешеходы. Одна из причин таких наездов - водители не видят людей на шоссе. Не для кого не секрет, что большинство дорог у нас не имеет освещения. Зачастую люди добираются от одного населенного пункта до другого пешком и по обочине. А с ростом любви наших водителей объезжать по обочинам пробки - наезды стали обыденностью.
Надо также и добавить, что большинство нашего народа предпочитает одеваться в одежду темного цвета. В ночное время на неосвещенной дороге - это привидения, которые неожиданно выскакивают перед бампером машины.
В правилах дорожного движения есть пункт, в котором пешеходам рекомендуется "При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями".
Именно в связи с участившимися случаями гибели пешеходов в темное время суток и было дано указание ГУ ОБДД МВД России разработать предложения для борьбы с такими трагедиями.
В последнее время ГИБДД проводит сразу несколько программ повышения безопасности пешеходов. В основном они адресованы детям, но родителям волей-неволей приходится принимать в них участие. В частности, детям объясняют, как важно быть заметными на дорогах. А для этого необходимо носить специальные световозвращающие браслеты или брелки.
Теперь же Госавтоинспекция направила в МВД свои рекомендации о поправках в правила дорожного движения. В них предлагается обязать всех пешеходов носить такие световозвращающие элементы при движении по обочинам или дорогам в темное время суток. А также обязать всех водителей, если им пришлось в темное время суток по тем или иным причинам выйти из машины на дорогу или обочину, надевать световозвращающие жилеты.
Пока никаких штрафов за нарушение этого пункта правил не предлагается. По словам заместителя начальника ГУ ОБДД МВД РФ Владимира Кузина, сначала должна появиться норма, а потом можно будет думать о штрафе. Хотя в правилах и сейчас много норм, за которые Кодексом об административных правонарушениях штрафов не предусмотрено.
Однако у многих людей возникает вопрос: а будет ли этот пункт правил работать? Заставить даму в норковой шубке нацепить себе на спину светящийся брелок или облачиться в желтый жилет будет довольно проблематично.
Каким образом еще обеспечить выполнение нового пункта правил, кроме штрафа? Если бы у нас выполнялись все пункты правил, то не было ни жертв на дорогах, ни нарушителей. Увы, статистика говорит об обратном.
Надо сказать, что опыт законодательного введения таких элементов одежды применялся в разных странах. В законопослушной Белоруссии за отсутствие этих брелков могли оштрафовать на значительную сумму. Но даже там норма не прижилась. В Австрии и Швеции светоотражающий жилет обязательно должен быть в машине. Но встретить ночью водителя, который его все-таки надел - довольно сложно.
Конечно, быть заметным на дороге, чтобы не оказаться под колесами - очень важно. Но в первую очередь люди должны сами понять, что "засветиться" на дороге необходимо. Однако даже суровыми штрафами эту культуру не привьешь.
Свои претензии к проекту уже высказали и члены Общественной палаты. В частности, по мнению председателя Комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности граждан адвоката Анатолия Кучерены, новая норма потребует от людей расходов. То есть им придется покупать такие световозвращающие элементы, что неправильно.
В свое время некоторые депутаты предлагали: раз уж нет возможности обязать людей покупать световозвращатели, то можно обязать производителей верхней одежды вшивать подобные элементы. И даже было предложено минпромторгу разработать соответствующий стандарт.
Но проблема в том, что производителей подобных светоотражающих элементов немного. А они свои технологии хранят в строжайшей тайне. Именно на основе их ноу-хау у нас выпускаются дорожные знаки и регистрационные номера. К тому же у нас продается много импортной одежды. А обязать каких-нибудь Гуччи или Валентино вшивать в одежду светоотражающие элементы - было бы, конечно, забавно, но вряд ли возможно.