Например, в Свердловской области только осенью было прекращено два розыскных дела, потому что у должников нашли нечто, на бумагах им совершенно чужое. А на деле - свое.
Например, некий Сергей Г. ездил на "Аudi А6", имея за собой долг в 27 тысяч рублей. Машина была записана на другого человека - гражданку Людмилу В., сообщает пресс-служба управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области. Казалось бы, с должника взять нечего. Однако судебные приставы нашли в базе ГАИ подборку штрафов, выписанных на должника за нарушение правил дорожного движения. Превышал, обгонял и подрезал он как раз на той самой "Ауди". Это доказывало, что машиной человек пользуется регулярно. Навели справку и про хозяйку авто: она, как выяснилось, вообще не имела прав. "Выходит, такая дорогая машина ей вообще ни к чему", подумали приставы. Все это наводило на мысль, что авто было оформлено в рамках притворной сделки.
По закону, такие сделки можно оспорить и отменить через суд. Правда, сами приставы не имеют права сами обращаться с такими исками. Однако могут подсказать взыскателям, куда обращаться и что требовать. Женщина, которой был должен Сергей, по совету судебных приставов обратилась в суд, требуя признать сделку мнимой и наложить арест на автомобиль.
Кстати, в минюсте сейчас обсуждается идея, чтобы законодательно разрешить приставам самим подавать подобные иски, а также ввести упрощенную процедуру рассмотрения судом таких дел. Как объясняют специалисты, в любом случае никто не сможет прийти и арестовать любое имущество за чужие долги. Каждый раз надо будет предъявить серьезные доказательства, что сделка была мнимая и с ее помощью должник пытается спрятать именно свое имущество.
Еще одна новость: накануне директор Федеральной службы судебных приставов России Артур Парфенчиков заявил, что через год-два должники, кому ограничен выезд за рубеж, смогут оплатить штраф в аэропорту и тут же улететь. Проблема здесь техническая: установить оперативную электронную связь между приставами и пограничниками. Это решаемо.