- Знаете, я вряд ли бы стал премьер-министром при каком-либо другом президенте. Я себе вообще это не представляю, - признался Медведев, когда его спросили, комфортно ли работать премьеру при президенте Путине. - Уж если мне с кем и комфортно работать премьер-министром после президента, то это только один человек - Владимир Путин. Я могу вам абсолютно точно сказать: я ни с кем другим премьер-министром бы работать не пошел, потому что это не самая простая тема, когда, поработав президентом, потом переместиться в кресло премьер-министра.
Работать в Белом доме главе правительства вполне комфортно, и особой ностальгии по Кремлю премьер не испытывает, хотя для него это не просто архитектурный памятник. "Я давно для себя решил, что ни в коем случае нельзя привязываться к каким-то конкретным местам работы, потому что в противном случае ты никогда не сможешь работать в другом месте", - объяснил Медведев свои принципы. Для человека, который воспринимает все иначе, переход на другую работу превращается в трагедию. "И уж точно нельзя считать, что тебя избрали навсегда - на любую позицию, начиная от сельского старосты и заканчивая президентом страны", - добавил глава кабинета министров.
- Поэтому Кремль - красивое место, это сердце нашей страны, но мне абсолютно комфортно работается в Белом доме, - еще раз подчеркнул Медведев.
Впрочем, рассуждая о своем политическом будущем, действующий премьер не исключает возвращения в Кремль. Это, оговорился он, зависит от целой совокупности факторов, в том числе доверят ли граждане Медведеву этот пост снова и будет ли у него самого достаточно сил и здоровья. "Вообще никогда не нужно от чего-то отказываться, ведь, как известно, никогда не говори "никогда", тем более что я уже один раз входил в эту реку, и это как раз та река, в которую можно входить дважды", - заметил глава правительства.
Но когда разговор зашел о том, кто станет в таком случае премьер-министром, Дмитрий Медведев решил прекратить гипотетические рассуждения: "Тогда будет совершенно другая ситуация, потому что ничего подобного еще не происходит. Мы сейчас работаем в конкретных политических условиях и должны отработать тот кредит доверия, который мы получили от народа".
- Тогда будет другая Россия? - спросили премьера.
- Каждый день новая Россия. Каждый год новая Россия, все меняется, - указал он в ответ.
На Западе, оценивая перемены в России, замечают не только изменения в экономике. Там существует мнение, что после прихода нового президента в стране стали закручивать гайки. "На мой взгляд, это не так", - возразил Медведев.
- Меру свободы можно определить только индивидуально, - уверен он. - Что такое свободный человек? Это тот, который сам может себя оценить как свободного человека, где бы он ни жил - в России, в Европе, в Африке. Если у него есть внутренняя свобода, он свободный человек. А если у него внутренней свободы нет, какими бы ни были либеральными законы, он все равно не является свободным человеком.
Не считает премьер, что власти слишком жестко отреагировали на протесты на Болотной площади 6 мая. "Любой демонстрант, который бьет полицейского, за границей будет сидеть в тюрьме, - подчеркнул он. - И неважно, какие он лозунги выдвигает, и неважно, за кого он - за красных или за белых, за оппозицию или за действующую власть. Если человек поднял руку на полицейского, он в любой стране рассматривается как преступник, и будет сидеть в тюрьме".
И нет ограничений ни в новом законе о митингах, ни в законе об иностранных агентах. Определение порядка проведения митингов является задачей государства, и в этом смысле, считает Медведев, в нашей стране не самое развитое общество. "Все-таки цель митингов не в том, чтобы устроить побоище, а в том, чтобы выразить свое отношение к власти или еще к чему-то, - завил глава правительства. - И в этом плане все должно проходить в соответствии с законом".
А что касается закона об иностранных агентах, то, заявил премьер, конструкция была заимствована из практики целого ряда других стран. Но главный аргумент у него другой. Если бы стало известно, что в результате принятия закона какие-то неправительственные организации были вынуждены уйти или закрыться, то это были бы существенные аргументы для законодателя. "Но у меня таких сведений нет, а значит, пока речь идет лишь о юридических конструкциях, которые пока себя не зарекомендовали ни с отрицательной, ни с положительной точки зрения", - отметил Дмитрий Медведев.