Ярославские дороги могут остаться без качественного покрытия

Власти муниципалитетов Ярославской области остались недовольны распределением средств регионального дорожного фонда на будущий год. Хотя он увеличился более чем на полмиллиарда рублей (с 3,9 до 4,5), самые крупные города лишились возможности привести местные дороги в порядок.

Распределение средств дорожного фонда в 2012 году власти региона открыто признали несовершенным, поэтому все заинтересованные стороны ждали появления в недрах областного департамента дорожного хозяйства и транспорта новой методики их дележа - с учетом протяженности дорог, интенсивности движения, численности постоянного населения и видов необходимого ремонта. Однако и новый способ устроил не всех.

Почти полмиллиарда рублей в наступающем году будут направлены на реализацию областной целевой программы развития сети автодорог региона. Половина суммы пойдет на строительство и реконструкцию трасс между сельскими населенными пунктами, вторая - на развитие и совершенствование сети магистралей регионального значения.

На содержание, очистку и ремонт региональных автострад предлагается выделить чуть более 1,36 миллиарда рублей. На межевание, кадастровые работы, паспортизацию, госрегистрацию и диагностику дорог и мостов - 250 миллионов. На капремонт региональных трасс - свыше 1,37 миллиарда. Субсидии на ремонт муниципальных дорог, по новой методике, оказались равны миллиарду рублей, что на 500 тысяч меньше, чем в прошлом году.

Такой вариант распределения денег власти муниципалитетов не то что не устроил - возмутил. Ярославль в нынешнем году выбил из фонда (именно так, поскольку и эта цифра складывалась непросто) 260 миллионов рублей, и по многим городским магистралям, не видевшим ремонта долгие годы, наконец-то стало возможно ездить. На будущий год муниципальные власти надеялись получить 400 миллионов, а вышло даже меньше, чем в 2012-м - 237 миллионов. Причем более половины этой суммы должно пойти на благоустройство дворов.

Приоритетом станет ремонт межмуниципальных трасс, а дороги внутри городов могут остаться без качественного покрытия

На средства фонда надеялся и Рыбинск, где в этом году тоже активно шел дорожный ремонт. Но вместо ожидаемого плюса второй по величине город региона получит втрое меньше прошлогоднего - 79 миллионов.

- Это совершенно ничтожная сумма, если иметь в виду те задачи, которые нам предстоит решить, - говорит глава Рыбинска Юрий Ласточкин. - Допускается серьезный просчет при распределении средств фонда: преобладающей задачей становится ремонт межмуниципальных трасс и объектов, в результате дороги внутри городов практически везде останутся без качественного покрытия. Между тем основные транспортные потоки сосредоточены именно в городах. Нагрузка на муниципальные дороги намного больше, чем на магистрали регионального значения.

Мало того, параллельно разработчики методики распределения средств увеличили долю софинансирования дорожных ремонтов из бюджетов муниципальных образований. Так, Ярославль в 2013 году должен добавить к выделяемой из фонда сумме 40 процентов своих средств, Рыбинск - 30 (прежде было по 20), Ростовский, Тутаевский и Ярославский районы - 20 (вместо десяти), остальные районы - от пяти до десяти процентов. Заместитель мэра Ярославля Олег Виноградов прямо назвал эту меру дискриминационной.

Не нашлось в дорожном фонде денег и на ремонт мостов в Ярославле - Октябрьского через Волгу и ведущего к Комсомольской площади через Которосль. Хотя состояние обоих объектов, без преувеличения, критическое. Недавно прошедший ремонт стыков на Октябрьском ситуацию поправил лишь слегка. Огромные выбоины, постоянно образующиеся на асфальтовом покрытии, несмотря на латание дыр, стали настоящим кошмаром для автомобилистов. А мост через Которосль, где для транспорта открыта всего одна полоса, давно работает в аварийном режиме.

По словам заместителя мэра Ярославля Николая Степанова, на ремонт волжского моста требуются 280 миллионов рублей, на реконструкцию которосльного - 520. Но где взять эти деньги, пока неясно. Тем более что и областной, и городской бюджеты будущего года глубоко дефицитны.

С момента обнародования новой методики распределения средств дорожного фонда профильные комитеты Ярославской облдумы обсуждали ее не один раз, и в итоге думская рабочая группа на прошлой неделе предложила выделить на муниципальные дороги 1,8 миллиарда рублей. По мнению председателя комитета по экономической политике Думы Владимира Галагаева, необходимо сначала подсчитать, сколько километров дорог находятся в ведении области, а сколько - у муниципальных образований. По подсчетам депутата, получаются примерно равные цифры, а, значит, целесообразно на региональные и муниципальные дороги выделить одинаковые суммы - по 1,8 миллиарда рублей. Остальные деньги, считает депутат, должны пойти на обеспечение обязательств, предписанных федеральным законодательством, в том числе на ремонт дворовых территорий.

Как информирует региональная Дума, представители областного правительства не согласились с этими расчетами, но предложили компромиссный вариант: увеличить субсидии муниципалам на 300 миллионов рублей, плюс 185 миллионов целевым образом направить на реконструкцию дорог Ярославля, Рыбинска и Переславля-Залесского. То есть компромиссное решение увеличило миллиардную долю муниципалитетов до 1485 миллионов рублей, из которых Ярославлю предназначаются 350, Рыбинску - 181.

Несмотря на определенный успех, члены рабочей группы приняли решение просить облправительство об увеличении размера субсидии на 315 миллионов рублей, то есть все же довести его до 1800 миллионов. Соответствующий документ направлен в думский комитет по экономической политике и в областное правительство.