Премьер призвал сделать выводы из транспортного коллапса на трассе М-10
Вчера глава правительства провел традиционное совещание со своими заместителями, на котором заслушал доклад о ситуации на трассе Москва - Санкт-Петербург. После снегопадов, прошедших на прошлой неделе в Тверской и Новгородской областях, на несколько дней на федеральной автодороге в гигантской пробке оказались заблокированы тысячи большегрузных и легковых автомобилей.
"Нужно обсудить то, как работали соответствующие региональные и федеральные службы, - подчеркнул премьер. - Понятно, что снегопады неизбежны, но действовать нужно оперативно и стараться не допускать таких пробок, как возникла в этом весьма сложном месте". Причины происшествия, переросшего в чрезвычайную ситуацию, он видит как объективные, так и субъективные, однако это не снимает вопроса о том, как взаимодействовали ведомства для решения проблемы.
- Стихия есть стихия. Подобные происшествия происходят во всех странах, особенно в северных, но вопрос в организованности действий по разблокированию ситуации, - отметил Медведев. - Вот это подлежит отдельному анализу.
Его ждали от вице-премьера Дмитрия Рогозина. Он сообщил, что по состоянию на утро понедельника движение на автотрассе полностью восстановлено. "В данный момент проезд легкового, грузового и автобусного транспорта обеспечивается в штатном режиме со скоростью примерно от 40 до 90 км/ч", - заверил Рогозин. Заторы сохранялись в нескольких местах, где стояли грузовики, чьи водители, видимо, отчаявшись вырваться из этого плена, оставляли свои машины и искали ночлег в других местах.
Причиной случившегося Рогозин назвал неудовлетворительную и неоперативную работу дорожных служб. "Несмотря на то что спецтехника и снегоуборочная техника вышла на трассу, тем не менее хотел бы отметить одну вещь, - заявил вице-премьер. - Еще до начала снегопада на участке трассы с 227-го по 272-й километр (Тверская область - Прим. "РГ") было задействовано всего 6 машин КДМ (комбинированная дорожная техника), один грейдер, один фронтальный погрузчик, - сообщил Рогозин. - То есть если посмотреть наличие спецтехники у соответствующей организации, у них в три раза больше ее. Тем не менее только треть вышла на дорогу". Кроме того, на участке, где образовалась пробка, должным образом и вовремя не обработали дорогу противогололедными реагентами.
"У нас много вопросов к работе управления автомагистралью Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства, - продолжил вице-премьер собирать воедино все факторы. - Сотрудники ГИБДД и МЧС говорят, что могли бы сработать в ситуации несколько иначе".
Дмитрий Рогозин обратил внимание на отсутствие координации между действиями спецслужб. У МЧС и ГИБДД есть свои системы наблюдения, но они никак не связаны - нет единого ситуационного центра, куда бы стекалась вся информация.
К кому вопросов точно не возникло, так это к действиям волонтеров и добровольцев, помогавших застрявшим на дороге водителям кто чем мог.
- Эти снегопады есть и будут. Здесь никакой координацией деятельности государственных органов полностью этой проблемы не снять. Это нужно понимать, - констатировал Дмитрий Медведев, обращаясь к вице-премьеру. - Система оповещения и подготовленность самих автовладельцев, а также самих служб, чтобы все это вовремя растаскивать, регулировать, выводить необходимую снегоуборочную технику - на это обязательно нужно обратить внимание. Я просил бы вас продолжить эту работу и окончательные предложения сформулировать, включая предложения по совершенствованию правил дорожного движения.
Ряд предложений Рогозин озвучил незамедлительно. Во-первых, привлекать в подобных случаях инженерные подразделения Вооруженных сил страны. Глава правительства распорядился проработать соответствующее решение. Если не в центральной части страны, то где-нибудь в Сибири это может оказаться критически важным.
Во-вторых, по мнению вице-премьера, нужно законодательно обязать водителей грузовиков переобувать свой автотранспорт в зимнюю резину на соответствующий календарный период. "Дальнобойные машины, которые пересекают территорию страны, скажем, в период с 1 ноября по 1 апреля, должны быть оборудованы зимней резиной, а некоторые тяжелые машины, когда они преодолевают препятствия - подъемы, спуски, - в том числе должны иметь и цепи", - считает Дмитрий Рогозин.
Глава кабинета министров согласился рассмотреть и эту идею, заметив, правда, что всех проблем она все равно не решит.
Вчера же Дмитрий Медведев сообщил, что утвердил программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях. "Она рассчитана до 2018 года и касается повышения заработной платы врачей, учителей, преподавателей высших учебных заведений, ученых, работников учреждений культуры, как и планировалось, - напомнил премьер. - Это приоритет правительственной деятельности, и, конечно, нужно смотреть за тем, что происходит, в соответствии с тем графиком и соответственно тому, что делается в регионах".
Программа предусматривает обновление квалификационных требований. К 2015 году должно появиться не менее 800 профессиональных стандартов. В первом квартале следующего года разработают систему оценки качества работы учреждений, оказывающих государственные услуги, включая определение критериев эффективности работы организаций и введение публичных рейтингов их деятельности.