Новости

04.12.2012 01:00
Рубрика: Власть
Проект: Авто

С места - в карьер

ГАИ готовит разъяснения, кого считать скрывшимся с места происшествия
Госавтоинспекция разрабатывает рекомендации, в которых объяснит сотрудникам, в каких случаях стоит применять суровую статью Кодекса об административных правонарушениях об оставлении места аварии.

В этом документе следовало бы также прописать, в каких ситуациях необходимо применять более мягкую ее часть - неисполнение требований правил при ДТП. А также, в каких случаях эта статья КоАП вообще не может применяться.

Действительно, до сих пор разобраться во всех тонкостях этого вопроса обычному автоинспектору было нелегко. Где проходит та тонкая грань между неисполнением требований правил, их полным игнорированием и простой неосторожностью? Стукнулись два автомобиля, водитель проехал еще несколько метров и только тогда остановился. Считать это скрытием с места происшествия или невыполнением требования правил незамедлительно остановиться?

Но если проехавшего десять метров наказывать по более мягкой части КоАП, по какой части наказывать того, кто проехал 50 или сто метров, а то и вовсе свернул в подворотню и только там остановился?

37 тысяч водителей оштрафовано за невыполнение ПДД при аварии

В связи с этим возникает очень много казусных ситуаций, расплачиваются за которые своими правами водители. Пенсионер из Чувашской Республики Валерий Тимофеев попал в подобную историю. По его словам, дело было так. Он поехал по своим делам в соседнее село. Там, по завершении дел, выпил с друзьями (утверждает, что 150 граммов) и поехал домой. На повороте не справился с управлением машиной и улетел в кювет.

Очнулся только в "скорой помощи", где ему сделали уколы. Далее - больница. Туда приходил сотрудник ДПС и составлял протокол. Пенсионер честно признался, что выпил, да это было и не нужно. Врачи установили сей факт по анализу крови. Инспектор пальцем показал, что и где подписать, Тимофеев расписался. Не прошло и трех часов, как в больницу пришел другой сотрудник ДПС, опять составил протокол и снова показал, где расписаться - у пенсионера все-таки сотрясение мозга.

Потом он получил повестку, причем целых две. Одну на 11.30, другую на 13.00 в тот же день. Он пришел в назначенное время и получил уже готовое, распечатанное постановление суда о том, что он лишен прав на год и шесть месяцев за управление в нетрезвом виде. Никакого судебного разбирательства в его присутствии не было. Во второй назначенный час он также получил уже готовое постановление о лишении его прав на один год за оставление места ДТП.

Он не спорит с тем, что выпил и сел за руль в нетрезвом состоянии. Но места ДТП он самостоятельно не покидал. Он был в бессознательном состоянии. Не помнит ничего с момента аварии до того момента, когда очнулся в "скорой". Или по нашему законодательству водитель, попавший в аварию, потерявший сознание, должен срочно прийти в себя, когда его кладут в "скорую", отбиваться от медиков и требовать, чтобы дождались сотрудников ГИБДД? Если судить по решениям местного мирового судьи, именно так и должно быть.

Примечательно, что претензий к сотрудникам ГИБДД, которые оформили подобный протокол, теперь предъявить проблематично. Ведь по их протоколу решение вынес судья, который, по видимому, не вникая в обстоятельства происшествия, формально подошел к решению вопроса. Ну, не имеет права человек покидать место происшествия до оформления аварии. Была бы возможность, судьи лишали бы прав и погибших. Впрочем, такое уже было в Магнитогорске Челябинской области. Там инспектор заподозрил, что водитель, влетевший на машине в бордюр, - нетрезв. Гаишник оформил протокол за отказ от медосвидетельствования. Водителя увезли на "скорой", а в больнице выяснилось, что у него инсульт. От инсульта водитель и умер в той же больнице. Однако его родственники получили постановление судьи о том, что он лишен прав за управление в нетрезвом виде. Но это давняя история.

На данный момент правила разрешают покидать место ДТП до приезда ГИБДД только в трех случаях. Первый: оформление Европротокола, то есть без вызова ГАИ. Если в аварии нет пострадавших, столкнулись только две машины, оба водителя застрахованы по ОСАГО, у них нет разногласий по обстоятельствам происшествия, то они могут заполнить бланк извещения о ДТП, расписаться под ним и разъехаться. И даже не звонить в дорожную полицию. Правда, надо учитывать, что выплата по ОСАГО в этом случае не превысит 25 тысяч рублей.

Второй: если нет пострадавших, столкнулись только две машины, оба водителя согласны с обстоятельствами происшествия. Они могут от руки нарисовать схему, проехать на ближайший пост ДПС и там оформить аварию с инспектором. Причем если один из участников аварии не доехал до поста - ничего страшного. Тому, кто доехал, наказание грозить не будет.

Третий случай - если в аварии есть пострадавшие и их срочно нужно доставить в больницу. Тогда водитель может отвезти пострадавшего, но после должен вернуться на место аварии.

13 тысяч водителей было лишено судом прав за оставление места ДТП за первое полугодие.

Но правила не исчерпывают всех дорожных ситуаций. Как быть тем, кто даже не знал о том, что совершил аварию? Например, одна машина слегка зацепила другую за бампер. Но в салоне играла громкая музыка и водитель просто не услышал столкновения. Он поехал себе дальше не потому, что хотел скрыться с места происшествия, а потому, что был не в курсе, что что-то произошло. В этой ситуации, перед тем как привлечь водителя к статье за оставление места происшествия, необходимо еще доказать его умысел. То есть он знал, что кого-то ударил, но уехал. Интересный пример: водитель парковался во дворе, и случайно слегка зацепил своим бампером бампер стоящего рядом автомобиля. Он даже этого не заметил. Дома он поужинал, выпил кружку пива и тут звонок: здравствуйте, ГИБДД. Водителя лишили прав за то, что он не выполнил требование правил о запрещении употреблять спиртные напитки до оформления ДТП, к которому он причастен. Но если он не знал об этом ДТП? Неосознанное правонарушение, правонарушением считаться не должно. Свое слово в квалификации таких как бы нарушений должно сказать ГИБДД, чтобы не переваливать на суды лишних разборок. Рамки действия этой статьи должен определить также и Верховный суд, чтобы не наказывали судьи водителей за то, чего они не совершали.

Кстати, не столь давно была популярна практика: увидев на дороге машину с помятым бампером, инспектор ее останавливал и требовал предъявить справку о ДТП. Если такой справки не было - водителя старательно пытались привлечь по статье об оставлении места происшествия. И по этой причине требуются более четкие пояснения к соответствующим пунктам правил и статьям КоАП. Ведь даже в Венской конвенции о дорожном движении прописано, что полиция должна выезжать только для оформления случаев. где есть пострадавшие. У нас, если водитель покорежил собственную машину об дверь собственного гаража, ему - формально - тоже необходимо вызывать ГАИ.

Примечательно, что если формально подходить к правилам, покидать место происшествия нельзя и тем, кто въехал в забор, в бетонный блок, в бордюр. При этом не пострадали третьи лица, водитель за свои деньги будет ремонтировать машину, но он должен ожидать сотрудников ГИБДД.

Что же касается пенсионера Валерия Тимофеева из Чувашии, то ему сейчас рекомендуется либо обратиться в региональную прокуратуру для принесения протеста, либо подать надзорную жалобу в республиканский суд. . И надзор, скорее всего, освободит его от лишней ответственности в виде лишения прав на год за якобы оставление места ДТП.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке