04.12.2012 15:04
    Поделиться

    Тверская область перейдет на новую форму оплаты проезда

    С января 2013 года в Твери и окружающем ее Калининском районе опробуют электронную систему оплаты проезда в общественном транспорте. Ожидается, что в течение 2014-го новшество будет внедрено во всех муниципалитетах. Между тем в Липецке и Ярославле специальные карты для пассажиров уже стали привычными.

    Всем регионом

    Идея, рожденная в кабинетах тверского минтранса, предполагает полный отказ от покупки билетов за наличные в автобусах, троллейбусах, трамваях и даже микроавтобусах, работающих в режиме маршрутного такси. Все транспортные средства предполагается оснастить валидаторами - специальными считывающими устройствами для электронных транспортных карт. Полученные с помощью этих приборов данные будут поступать в единый информационный центр, что должно позволить контролировать пассажиропоток и загруженность маршрутов в определенные часы.

    Если все получится, регион станет "пионером" в деле информатизации системы оплаты. Конечно, для целого ряда городов это уже давно не новость. Так, валидаторы успешно работают в Москве; электронные проездные введены в Санкт-Петербурге, Кирове, других крупных городах. Но на то, чтобы провести эксперимент в транспортной отрасли целого региона, до сих пор никто не решался. По мнению тверских властей, внедрение системы безналичной оплаты проезда значительно повысит доступность и качество перевозок.

    К сожалению, чиновники не слишком охотно делятся подробностями будущей "платежной революции". По официальным каналам был распространен лишь сжатый комментарий главы тверского минтранса Андрея Суязова, характеризующий преимущества новой системы.

    На то, чтобы провести эксперимент в транспортной области целого региона, до сих пор никто не решался

    - Во-первых, она распространяется не только на льготные, но и на все остальные категории пассажиров общественного транспорта, - цитирует министра пресс-служба облправительства. - Во-вторых, полностью исключается возможность внесения изменений в информационную базу самими перевозчиками. Кроме того, появится возможность контролировать исполнение ими договорных обязательств, так как будет учитываться соблюдение маршрута следования транспортного средства, скоростной режим и время прибытия на остановки. В-третьих, данное техническое решение полностью совместимо с предполагаемой к внедрению с 2013 года универсальной электронной картой. Таким образом, введение автоматизированной системы учета оплаты и мониторинга обслуживания создаст все необходимые предпосылки для оптимизации транспортной схемы региона, а также для перехода отрасли на более высокий уровень развития.

    Опуская детали

    О подробностях - ни слова. Почему? Опрошенные "РГ" эксперты - руководители транспортных предприятий - пришли к выводу, что проект еще "сырой", и чиновники минтранса пока и сами не знают, "куда кривая выведет". Есть идея, но нет технической документации на проект, нет четкого понимания, как это реализовать в столь сжатые сроки с учетом особенностей каждого муниципального образования.

    Тем не менее в целом проект получил одобрение профессионального сообщества: по мнению перевозчиков, он решит сразу несколько застарелых проблем. Исполнительный директор некоммерческого партнерства "Тверской автотранспортный союз" Владимир Густов даже посетовал, что этого не сделали раньше:

    - Наша общественная организация всегда выступала за прозрачность денежных расчетов в транспортной отрасли. Проект-то давний: тверские транспортники вынашивали его, начиная с 1998 года. Прежде всего, "электронный мозг" необходим для персонифицированного учета пассажиров-льготников, тогда и суммы возмещения предприятиям затрат на перевозку не будут спорными. С инициативой ввести эту систему мы вышли еще несколько лет назад, однако получили отказ: областные чиновники посчитали, что "возможны злоупотребления со стороны транспортных фирм". Одновременно под благовидными предлогами нам отказывали в полной компенсации выпадающих доходов за льготников. Разумеется, мы поддерживаем этот проект: он сразу покажет, кто и сколько льготников перевозит, - отметил он в комментарии для "РГ".

    Тем не менее вопросов у перевозчиков много. Гендиректор предприятия "Тверьавтотранс" Сергей Татаринов, например, считает, что нужна детальная проработка вопроса:

    - Мне непонятно, что делать людям, которые пользуются общественным транспортом лишь несколько раз в месяц. По идее, сроки действия или лимит сумм транспортных карт должны быть дифференцированы. Но пока подробностей, как это будет, лично я не знаю. Надеюсь также, что власть не будет реализовывать этот проект, не учитывая мнения участников транспортного рынка.

    До сих пор не ясно, на кого возложат расходы по оснащению транспорта необходимым оборудованием и обучению кондукторов (именно им предстоит обслуживать валидаторы). Плюс потребуется покупка программного обеспечения, другие затраты. Кроме того, предприятиям, работающим ныне без кондуктора, придется расширять штат.

    По мнению Владимира Густова, основные расходы в любом случае понесут именно частные перевозчики:

    - Доля частных перевозчиков в "пилотных" зонах - Твери и Калининском районе - не превышает 30 процентов. Но в Тверской области есть города, где практически весь общественный транспорт - частный. Например, в Ржеве. А на пригородных маршрутах доля частных перевозок превышает 90 процентов. Безусловно, мы все сделаем, что от нас зависит, но в идеале все затраты нам необходимо возмещать. То есть тариф на перевозки должен быть другим.

    Спросить у соседей

    В общем, у властей есть достаточно поводов, чтобы хорошенько проработать проект, прежде чем он станет реальностью. Кстати, в некоторых городах транспортные валидаторы работают "в паре" с турникетами. Как правило, это создает очереди на остановках, поэтому от идеи применения заграждений тверские чиновники отказались. Полезным для них может стать и опыт соседей по Центральной России.

    В Липецке автоматизированная оплата проезда действует уже три года, в Ярославле - около двух

    В Липецке автоматизированная система оплаты проезда действует уже три года. Пассажир оплачивает проезд в режиме самообслуживания: прикладывает транспортную карту к считывателю терминала оплаты, а аппарат в автоматическом режиме выдает билет установленного образца. На каждом из них отпечатан номер карты, остаток денежных средств, тариф, время оплаты и название остановки. Кроме того, умная техника способна отслеживать пассажиропоток - подсчитывать количество вошедших, вышедших и оплативших проезд пассажиров.

    Система - одновременно с автоматизированной оплатой за проезд в Липецке внедрили и комплекс управления пассажирскими перевозками - обошлась казне по ценам 2009 года в 62 миллиона рублей. По словам председателя департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации Липецка Николая Новикова, расходы окупились сполна: отказавшись от кондукторов, смогли сэкономить более 75 миллионов рублей, основную часть которых направили на повышение зарплаты водителей.

    Наряду с оплатой проезда по карте можно расплатиться наличными - напрямую у водителя. Однако в муниципальном транспорте проезд по карте обходится дешевле. Для обладателей транспортных карт изначально планировалась 20-процентная скидка. А после подорожания билетов разница в стоимости стала еще более ощутимой - восемь рублей для обладателей транспортных карт против 12-ти для тех, кто предпочитает рассчитываться наличными. Это обстоятельство, по данным департамента, увеличило объем продаж транспортных карт в 2,5 раза.

    Сегодня транспортные карты действуют уже и на ряде коммерческих маршрутов. Как рассказали в Липецкой городской транспортной компании, в настоящий момент идут переговоры и с остальными частниками, готовыми оснастить автобусы терминалами оплаты. Кроме того, липчане планируют расширять и сферу применения проездных. Так, прорабатывается вопрос об использовании школьных транспортных карт для безналичной оплаты питания в столовых при образовательных учреждениях, а также в качестве пропусков в школы.

    А в Ярославле жители, не имеющие права на льготы, а также школьники и студенты по электронным проездным билетам ездят уже почти два года - с февраля 2010-го. А год назад, в январе 2011-го, на основании постановления облправительства на электронный вид расчетов за проезд перешли ярославские и рыбинские льготники. Хотя у всех пассажиров по-прежнему есть возможность ездить в троллейбусах и автобусах по-старому, покупая бумажные билетики.

    В мэрии Ярославля проект называют успешным: людям нравится, что электронный "билет" можно пополнить в любой удобный для пассажира день, будь это конец месяца или начало. В городе работают 23 точки продажи и пополнения проездных. Льготники же, поскольку стоимость их проездных кратна пятидесяти, кладут деньги на счет карты через различные терминалы, что еще удобнее. Таким же способом со временем можно будет пополнить и обычные транспортные карты.

    Существует лишь одно "но": два вида электронных проездных - льготные и обычные - обслуживают две разные организации. В результате кондукторы носят в карманах по два валидатора, да еще четыре катушки с билетами: для льготников, которые платят за билет шесть рублей, восемь, для "бесплатников" и обычных пассажиров, выкладывающих за поездку по 16 рублей. Но поскольку инициаторы внедрения обычных транспортных карт - мэрия Ярославля, а льготных - областное правительство, соглашение в этом вопросе пока не достигнуто. Хотя считывание информации с обеих карт с помощью одного валидатора, как утверждают специалисты, дело вполне реальное.

    Тем временем

    Именные билеты на междугородные автобусные рейсы вводят на двух автовокзалах Тулы и в Веневе. Теперь при оплате проезда пассажирам необходимо предъявлять паспорт, а соответствующие сведения компьютер вносит в проездной документ.

    Пока система будет работать в тестовом режиме. Если же эксперимент пройдет удачно, аналогичная схема будет внедрена на всех автовокзалах области. Об этом на координационном совещании в прокуратуре, посвященном вопросам транспортной безопасности, заявила исполняющая обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Ольга Дашкова.

    При этом, как отметили чиновники и прокуроры, самих вокзалов и автостанций в регионе становится все меньше, поскольку их закрывают собственники зданий. В частности, речь идет о станциях в Кимовском, Куркинском, Каменском и Тепло-Огаревском районах. Как выяснилось, владельцам оказалось легче закрыть автостанции, чем тратить средства на обеспечение их безопасности. Ко всему прочему, в регионе нет аккредитованного предприятия, которое могло быть оценить уязвимость объекта. В связи с этим транспортникам приходится обращаться в специализированные организации в Москве, что требует дополнительных расходов.

    Между тем люди терпят серьезные неудобства: некоторые перевозчики просто закрывают маршруты без автостанций, другие высаживают людей в неприспособленных для этого местах. Как отмечают эксперты, вряд ли в таких условиях зайдет речь о продаже именных билетов.

    Поделиться