Всем регионом
Идея, рожденная в кабинетах тверского минтранса, предполагает полный отказ от покупки билетов за наличные в автобусах, троллейбусах, трамваях и даже микроавтобусах, работающих в режиме маршрутного такси. Все транспортные средства предполагается оснастить валидаторами - специальными считывающими устройствами для электронных транспортных карт. Полученные с помощью этих приборов данные будут поступать в единый информационный центр, что должно позволить контролировать пассажиропоток и загруженность маршрутов в определенные часы.
Если все получится, регион станет "пионером" в деле информатизации системы оплаты. Конечно, для целого ряда городов это уже давно не новость. Так, валидаторы успешно работают в Москве; электронные проездные введены в Санкт-Петербурге, Кирове, других крупных городах. Но на то, чтобы провести эксперимент в транспортной отрасли целого региона, до сих пор никто не решался. По мнению тверских властей, внедрение системы безналичной оплаты проезда значительно повысит доступность и качество перевозок.
К сожалению, чиновники не слишком охотно делятся подробностями будущей "платежной революции". По официальным каналам был распространен лишь сжатый комментарий главы тверского минтранса Андрея Суязова, характеризующий преимущества новой системы.
- Во-первых, она распространяется не только на льготные, но и на все остальные категории пассажиров общественного транспорта, - цитирует министра пресс-служба облправительства. - Во-вторых, полностью исключается возможность внесения изменений в информационную базу самими перевозчиками. Кроме того, появится возможность контролировать исполнение ими договорных обязательств, так как будет учитываться соблюдение маршрута следования транспортного средства, скоростной режим и время прибытия на остановки. В-третьих, данное техническое решение полностью совместимо с предполагаемой к внедрению с 2013 года универсальной электронной картой. Таким образом, введение автоматизированной системы учета оплаты и мониторинга обслуживания создаст все необходимые предпосылки для оптимизации транспортной схемы региона, а также для перехода отрасли на более высокий уровень развития.
Опуская детали
О подробностях - ни слова. Почему? Опрошенные "РГ" эксперты - руководители транспортных предприятий - пришли к выводу, что проект еще "сырой", и чиновники минтранса пока и сами не знают, "куда кривая выведет". Есть идея, но нет технической документации на проект, нет четкого понимания, как это реализовать в столь сжатые сроки с учетом особенностей каждого муниципального образования.
Тем не менее в целом проект получил одобрение профессионального сообщества: по мнению перевозчиков, он решит сразу несколько застарелых проблем. Исполнительный директор некоммерческого партнерства "Тверской автотранспортный союз" Владимир Густов даже посетовал, что этого не сделали раньше:
- Наша общественная организация всегда выступала за прозрачность денежных расчетов в транспортной отрасли. Проект-то давний: тверские транспортники вынашивали его, начиная с 1998 года. Прежде всего, "электронный мозг" необходим для персонифицированного учета пассажиров-льготников, тогда и суммы возмещения предприятиям затрат на перевозку не будут спорными. С инициативой ввести эту систему мы вышли еще несколько лет назад, однако получили отказ: областные чиновники посчитали, что "возможны злоупотребления со стороны транспортных фирм". Одновременно под благовидными предлогами нам отказывали в полной компенсации выпадающих доходов за льготников. Разумеется, мы поддерживаем этот проект: он сразу покажет, кто и сколько льготников перевозит, - отметил он в комментарии для "РГ".
Тем не менее вопросов у перевозчиков много. Гендиректор предприятия "Тверьавтотранс" Сергей Татаринов, например, считает, что нужна детальная проработка вопроса:
- Мне непонятно, что делать людям, которые пользуются общественным транспортом лишь несколько раз в месяц. По идее, сроки действия или лимит сумм транспортных карт должны быть дифференцированы. Но пока подробностей, как это будет, лично я не знаю. Надеюсь также, что власть не будет реализовывать этот проект, не учитывая мнения участников транспортного рынка.
До сих пор не ясно, на кого возложат расходы по оснащению транспорта необходимым оборудованием и обучению кондукторов (именно им предстоит обслуживать валидаторы). Плюс потребуется покупка программного обеспечения, другие затраты. Кроме того, предприятиям, работающим ныне без кондуктора, придется расширять штат.
По мнению Владимира Густова, основные расходы в любом случае понесут именно частные перевозчики:
- Доля частных перевозчиков в "пилотных" зонах - Твери и Калининском районе - не превышает 30 процентов. Но в Тверской области есть города, где практически весь общественный транспорт - частный. Например, в Ржеве. А на пригородных маршрутах доля частных перевозок превышает 90 процентов. Безусловно, мы все сделаем, что от нас зависит, но в идеале все затраты нам необходимо возмещать. То есть тариф на перевозки должен быть другим.
Спросить у соседей
В общем, у властей есть достаточно поводов, чтобы хорошенько проработать проект, прежде чем он станет реальностью. Кстати, в некоторых городах транспортные валидаторы работают "в паре" с турникетами. Как правило, это создает очереди на остановках, поэтому от идеи применения заграждений тверские чиновники отказались. Полезным для них может стать и опыт соседей по Центральной России.
В Липецке автоматизированная система оплаты проезда действует уже три года. Пассажир оплачивает проезд в режиме самообслуживания: прикладывает транспортную карту к считывателю терминала оплаты, а аппарат в автоматическом режиме выдает билет установленного образца. На каждом из них отпечатан номер карты, остаток денежных средств, тариф, время оплаты и название остановки. Кроме того, умная техника способна отслеживать пассажиропоток - подсчитывать количество вошедших, вышедших и оплативших проезд пассажиров.
Система - одновременно с автоматизированной оплатой за проезд в Липецке внедрили и комплекс управления пассажирскими перевозками - обошлась казне по ценам 2009 года в 62 миллиона рублей. По словам председателя департамента транспорта, дорог и благоустройства администрации Липецка Николая Новикова, расходы окупились сполна: отказавшись от кондукторов, смогли сэкономить более 75 миллионов рублей, основную часть которых направили на повышение зарплаты водителей.
Наряду с оплатой проезда по карте можно расплатиться наличными - напрямую у водителя. Однако в муниципальном транспорте проезд по карте обходится дешевле. Для обладателей транспортных карт изначально планировалась 20-процентная скидка. А после подорожания билетов разница в стоимости стала еще более ощутимой - восемь рублей для обладателей транспортных карт против 12-ти для тех, кто предпочитает рассчитываться наличными. Это обстоятельство, по данным департамента, увеличило объем продаж транспортных карт в 2,5 раза.
Сегодня транспортные карты действуют уже и на ряде коммерческих маршрутов. Как рассказали в Липецкой городской транспортной компании, в настоящий момент идут переговоры и с остальными частниками, готовыми оснастить автобусы терминалами оплаты. Кроме того, липчане планируют расширять и сферу применения проездных. Так, прорабатывается вопрос об использовании школьных транспортных карт для безналичной оплаты питания в столовых при образовательных учреждениях, а также в качестве пропусков в школы.
А в Ярославле жители, не имеющие права на льготы, а также школьники и студенты по электронным проездным билетам ездят уже почти два года - с февраля 2010-го. А год назад, в январе 2011-го, на основании постановления облправительства на электронный вид расчетов за проезд перешли ярославские и рыбинские льготники. Хотя у всех пассажиров по-прежнему есть возможность ездить в троллейбусах и автобусах по-старому, покупая бумажные билетики.
В мэрии Ярославля проект называют успешным: людям нравится, что электронный "билет" можно пополнить в любой удобный для пассажира день, будь это конец месяца или начало. В городе работают 23 точки продажи и пополнения проездных. Льготники же, поскольку стоимость их проездных кратна пятидесяти, кладут деньги на счет карты через различные терминалы, что еще удобнее. Таким же способом со временем можно будет пополнить и обычные транспортные карты.
Существует лишь одно "но": два вида электронных проездных - льготные и обычные - обслуживают две разные организации. В результате кондукторы носят в карманах по два валидатора, да еще четыре катушки с билетами: для льготников, которые платят за билет шесть рублей, восемь, для "бесплатников" и обычных пассажиров, выкладывающих за поездку по 16 рублей. Но поскольку инициаторы внедрения обычных транспортных карт - мэрия Ярославля, а льготных - областное правительство, соглашение в этом вопросе пока не достигнуто. Хотя считывание информации с обеих карт с помощью одного валидатора, как утверждают специалисты, дело вполне реальное.
Тем временем
Именные билеты на междугородные автобусные рейсы вводят на двух автовокзалах Тулы и в Веневе. Теперь при оплате проезда пассажирам необходимо предъявлять паспорт, а соответствующие сведения компьютер вносит в проездной документ.
Пока система будет работать в тестовом режиме. Если же эксперимент пройдет удачно, аналогичная схема будет внедрена на всех автовокзалах области. Об этом на координационном совещании в прокуратуре, посвященном вопросам транспортной безопасности, заявила исполняющая обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Ольга Дашкова.
При этом, как отметили чиновники и прокуроры, самих вокзалов и автостанций в регионе становится все меньше, поскольку их закрывают собственники зданий. В частности, речь идет о станциях в Кимовском, Куркинском, Каменском и Тепло-Огаревском районах. Как выяснилось, владельцам оказалось легче закрыть автостанции, чем тратить средства на обеспечение их безопасности. Ко всему прочему, в регионе нет аккредитованного предприятия, которое могло быть оценить уязвимость объекта. В связи с этим транспортникам приходится обращаться в специализированные организации в Москве, что требует дополнительных расходов.
Между тем люди терпят серьезные неудобства: некоторые перевозчики просто закрывают маршруты без автостанций, другие высаживают людей в неприспособленных для этого местах. Как отмечают эксперты, вряд ли в таких условиях зайдет речь о продаже именных билетов.