Владимир Овчинников: Уфу можно считать моим родным городом, здесь живет моя любимая племянница, много друзей, я часто приезжал сюда с концертами. Знаю членов жюри, это замечательные музыканты. Попасть в такую компанию для меня большая честь и радость.
Владимир Павлович, вы входите в жюри таких престижных конкурсов, как международный имени Петра Чайковского - в России, Виана да Мотта - в Португалии, Бузони - в Италии, PETINA - в Японии. Есть ли разница в работе жюри на конкурсах международного и регионального масштабов?
Владимир Овчинников: Разницы мало. Наша задача на любом конкурсе определить, прежде всего, уровень участников. А на региональных, таких как Сабитовский - посмотреть, а точнее послушать, какова музыкальная ситуация в регионе.
Я всегда знал, что здесь хороший театр, сильная балетная школа, но не подозревал, что и вокальная школа на высоком уровне. Это было приятным открытием. Особенно поразили мужские голоса.
Какое впечатление произвел сам конкурс?
Владимир Овчинников: В целом картина очень разнообразная. Были и серьезные заявки на премии, а были и откровенно слабые выступления, но это нормальное явление. Хочу обратить внимание на то, что участников не так много. Пианистов - 11, скрипачей - 10, вокалистов - 27. Не много для регионального конкурса. По-видимому, это связано с тем, что он проводится осенью, когда большинство студентов и учеников еще не полностью готовы к серьезным и большим программам. Ведь участие в конкурсе предполагает выступление с симфоническим оркестром, а значит, требует хорошей подготовки. В сентябре студенты раскачиваются, новые программы еще не освоили, а старые программы повторять не хотят. Они намерены пополнять багаж новым репертуаром, стремятся к новым вершинам, а времени не хватает. Если в будущем конкурс будет проводиться в феврале-марте, то, я уверен, он соберет больше участников. Призовой фонд хороший, условия замечательные. В Уфе есть и музыкальный колледж, и академия искусств, и театр оперы и балета - это большой российский культурный центр.
А из пианистов-конкурсантов кого бы вы отметили?
Владимир Овчинников: Мне понравился Руслан Воротников - перспективный музыкант. Молодой человек разносторонне развивается, играет джаз. У него замечательный педагог Рустэм Шайхутдинов - молодой, играющий. Для ребят важно, чтобы их педагоги могли не просто рассказать о музыке, но и показать пример, как сейчас принято говорить, продвинутого музыканта.
Еще хотел бы отметить немалый интерес, который вызвал конкурс у публики, в основном молодежной. Возможно, он и их тоже подстегнет к саморазвитию или даже участию в следующем конкурсе.
Владимир Павлович, вы ведете большую педагогическую деятельность. Руководите Центральной музыкальной школой при Московской консерватории, обучаете пианистов в Англии и Японии, преподаете в консерватории. В Уфе вы устроили для студентов и аспирантов Уфимской академии искусств мастер-класс. Они очень довольны, что получили возможность услышать замечания по поводу своей игры от такого мэтра, как вы. Чем вас привлекает педагогическая деятельность?
Владимир Овчинников: Причин несколько. Во-первых, хочется поделиться своим большим и насыщенным опытом в концертной деятельности. Во-вторых, общение с молодыми и тебя делает моложе. Тем более что время для преподавания есть, ведь я сейчас уже меньше играю концертов.
Почему вы отменили свой концерт, которого ваши поклонники ждали с нетерпением в Башгосфилармонии, ведь вы были в это время в Уфе?
Владимир Овчинников: Его пришлось перенести на 8 декабря, потому что концерт совпал с конкурсом, а конкурсные дни были заполнены до предела. В один из дней мы прослушали 13 часов "чистой" музыки. В гостиницу возвращались за полночь. У меня два дня просто физически не было времени подойти к инструменту, а это серьезный момент.
Вы родились в Белебее. А как получилось, что вся ваша жизнь оказалась связана с Московской консерваторией, с Центральной музыкальной школой при ней?
Владимир Овчинников: Моя мама Нина Павловна Овчинникова была музыкантом. Закончила Московское музыкальное училище имени Октябрьской революции по классу баяна и аккордеона. Ее оставляли в Москве, но она вернулась в Белебей. Если бы не вернулась, не родился бы я. Вот такая судьба. Мама работала в музыкальной школе, в детских домах, детсадах.
У нас дома было пианино. Говорят, что я начал играть в три года. Правда, сам этого не помню. Но я увлекся этим "черным ящиком" настолько серьезно, что меня сначала даже показали врачам, а те уже посоветовали обратиться к музыкальному педагогу.
Когда мне было четыре года, мы с мамой поехали в Москву, где познакомились с моим педагогом Анной Даниловной Артоболевской. До восьми лет приезжали к ней 2-3 раза в год. Брали задание, уезжали домой, готовились, приезжали, показывали, что получилось. В первом классе я учился заочно, а когда перешел во второй класс, мы с бабушкой переехали в Москву, снимали квартиру. При Центральной музыкальной школе существует интернат, но дети в нем самостоятельно живут с 12 лет. Конечно, я никогда бы не подумал, что буду возглавлять музыкальную школу, в которой учился сам. Но так сложилось. И я этому рад.
Досье "РГ"
Владимир Овчинников родился в 1958 году в Белебее. Доцент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Директор Центральной музыкальной школы. Солист Московской филармонии.
Вице-президент фонда имени Евгения Светланова. Президент Ассоциации лауреатов конкурса имени Петра Чайковского. Лауреат Международного конкурса пианистов в Канаде (1980), Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1982), Международного конкурса камерных ансамблей в Италии (1984), Международного конкурса пианистов в Великобритании (1987). Выступает со многими крупнейшими оркестрами мира, такими как Королевский филармонический оркестр и оркестр Би-Би-Си (Великобритания), Шотландский королевский оркестр, симфонические оркестры Чикаго, Монреаля, Цюриха, Токио, Гонконга, оркестр "Гевандхауз" (Германия), Национальный оркестр Польского радио, Гаагский Резидент-оркестр, оркестр Радио Франс, оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Большой симфонический оркестр и Государственный академический симфонический оркестр России.