Алексей Варламов, писатель:
Если попробовать московское метро сравнить с европейским, скажем, парижским, то во втором, мне кажется, лучше. Меньше расстояние между станциями, более гибкая сеть, существует непосредственная связь с пригородными электричками, что, кстати говоря, очень удобно. Тем не менее метро - это вид транспорта, без которого сложно представить современную Москву. К его скорости нет никаких претензий. Там вполне комфортно, если внутри находится не очень много народа. Только вот цены, на мой взгляд, завышены. Скинуть с них процентов двадцать было бы неплохо.
Уверен, что увеличение количества недорогих супермаркетов - это вполне разумно и удобно для многих людей. Тем более я всецело поддерживаю политику сокращения ларьков в центре города. Но есть районы, в которых подобные изменения очень полезны, а есть такие, где с этими магазинами беда. Поэтому прежде чем начинать строительство торговых центров, надо серьезно обдумывать все плюсы и минусы. Здесь можно привести пример с возведением новых микрорайонов в столице. Они строятся феноменальными темпами, в то время как дороги подводятся очень медленно. С экономической точки зрения это, возможно, объяснимо. Но с точки зрения логики - в первую очередь должна быть устроена инфраструктура. Также и с торговыми центрами. Сначала необходимо вкладывать деньги в дороги, подъезды, пассажирские удобства, а потом уже во все остальное.
У нас в Москве вообще беда с торговыми центрами. Полагаю, что во многом пробки обусловливаются неразумной политикой возведения крупных гипермаркетов. По-хорошему, метро и торговые центры, наоборот, следует разделять, а не соединять, как обсуждается на 1-й и 6-й полосах "Российской газеты". Я понимаю, что суть заключается в поиске источников финансирования, но Москва достаточно большой город, чтобы решать транспортные проблемы самостоятельно, без привлечения такого рода инвестиций. Метро надо разгружать, особенно на крупных, узловых станциях.
Не может не радовать забота о тратах пассажира. Но решение о строительстве центров, во-первых, в каждом конкретном случае требует очень тщательного экспертного анализа. Именно профессионального, а не лоббистского в интересах тех или иных фирм. Во-вторых, надо проводить опрос общественного мнения, чтобы люди сами высказали свое отношение. И, в-третьих, нужно ввести экспериментальную модель. Ведь в чем наша основная беда? В том, что мы не знаем никакой меры. У нас принято, если появилась какая-то идея, вводить ее "пакетно" - сразу и бесповоротно. Ради эксперимента достаточно построить центры на одной-двух станциях метрополитена и посмотреть, что из этого получится. А дальше, ориентируясь на опыт, предпринимать какие-то шаги.