Новости

20.12.2012 20:56
Рубрика: Культура

"Я дважды сыграл Ленина"

Текст: Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
В Молодежном театре на Фонтанке невероятный аншлаг собрал творческий вечер любимца петербургских театралов Сергея Барковского "20 лет в роли актера". Корреспонденту "РГ" актер рассказал о главных и маленьких ролях, о том, как сыграл Ленина у китайцев и почему любит смотреть чужие спектакли.

Сергей, вы помните, как 20 лет назад пришли в Молодежный театр?

Сергей Барковский: Был показ отрывков художественному руководителю Семёну Яковлевичу Спиваку. До этого он видел меня в студенческом спектакле, и тут посмотрел мою программу: Достоевский, Шукшин, Жуховицкий. До сих пор помню его фразу: "Давайте попробуем!" Мне тогда уже хотелось попасть в этот театр, потому что очень нравился спектакль "Дорогая Елена Сергеевна". На мой взгляд, это живой драматический театр - про людей, про мои проблемы. Я, зритель, смотрел и работал душой - сочувствовал героям, решал нравственную проблему. В театральном институте мой мастер Мар Владимирович Сулимов учил: режиссер, прежде всего, должен определить чувственно-нравственную идею, которая будет волновать зрителя и после спектакля. Мне кажется, этот эффект, когда публика забывает, что находится в театре, и подключается к происходящему, становится дефицитным. Всё чаще режиссеры, отворачиваясь от психологического театра, не помогают зрителям "вчувствоваться" в жизнь на сцене, а создают картинки, гонятся за визуальными эффектами, тащат экран на сцену и, вообще, ставят себя, а не автора.

Ваша первая роль в театре?

Сергей Барковский: Меня ввели в спектакль-кабаре Ефима Падве "Звучала музыка в саду". Роль Пьеро без слов, но тем была и сложна. Следующая роль - отец Кимбл в "Трехгрошовой опере" Семена Спивака. У меня три фразы, на сцене я сидел спиной к зрителю, но репетировали долго, три года, зато выверено было всё.

Тогда же вы начали сниматься в кино. Сначала даже имени в титрах не было, зато сразу какие режиссеры - Чухрай, Сокуров!

Сергей Барковский: Да, первое появление на экране - в 1992 году, в фильме "Ключ" Павла Чухрая, некое присутствие в кадре, не более того, без слов. В "Тихих страницах" Александра Сокурова - уже роль, там буквально две сценки из "Преступления и наказания", и мой персонаж - следователь Порфирий Петрович. И дальше мне везло на встречи с именитыми режиссерами: Герман-старший, Бортко, Светозаров, Мельников, Лопушанский, Шахназаров, Михалков, Лунгин…

Так много вы снимаетесь - более 80 ролей за 20 лет (примерно 4 роли в год), но всё нет большой, "фундаментальной", по которой актера знают все.

Сергей Барковский: Были большие, но не "прозвучали". Например, в "Летающем пистолете" (сериал "Ниро Вульф и Арчи Гудвин") Евгения Татарского. У его сына Виктора Татарского - в сериале "Спецотдел" и в сериале "Лабиринты разума", в фильме "Монетка", где я даже две роли сыграл (мой герой приходит к самому себе из другого мира). Все почему-то узнают меня по "Бандитскому Петербургу", я сыграл там Либмана, друга героя Певцова.

Бывает, персонаж вырезают из фильма. В "Брежневе" Снежкина я играл Горбачева, но два моих эпизода вырезали. В фильме "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" про Иосифа Бродского исчез мой Бенкендорф. В "Обитаемом острове" у меня были две большие сцены (Ноле Ренаду). Вырезали! Сказали, что не укладывались в ритм. Обидно, конечно. Ничего не поделаешь, артист неволен. Хозяин - барин, что называется. Но иногда хозяин даже не режиссер, а продюсер. Помню, как Богдан Ступка заплакал, когда увидел, как порезали сцены фильма "1814". И моего Пилецкого, лицейского надзирателя, постигла та же участь, в результате получился поверхностный человек. Зато сделали основной линию душегуба. А снимали-то про Царскосельский лицей, про Пушкина и его окружение, не просто детектив…

Расскажите, как снимались в роли Ленина у китайцев.

Сергей Барковский: У меня две роли Ленина. Первая - в фильме с рабочим названием "Маяковский" (не знаю, вышел ли он, все посмотреть не успеваешь). А потом пригласили китайцы. Им нужно было снять фильм "Создание партии" - про рождение коммунистической партии, съезд Коминтерна. Там играли китайские звезды. Картина серьезная, госзаказ. Говорят, долго искали артиста на роль Ленина, в Москве и Петербурге. Меня всерьез мучили на пробах, снимали с нескольких камер, говорили: "Сделайте нам, как Щукин" (то есть Ленин - энергичный, подвижный человек, каким его играл артист Борис Щукин). "А теперь, пожалуйста, как Штраух" (то есть мыслитель, человек степенный и мудрый). Я изумился: оказывается, они знают всю нашу Лениниану! Хорошо, не сказали: "А теперь - как Каюров, как Лавров…" Короче говоря, искали характер, темперамент. Утвердили. Снимали в Георгиевском зале Кремля. Китайцы напомнили мне улей или муравейник: всё делали быстро и энергично, и вместе с тем, подробно и дотошно, используя кино- и фотоматериалы того времени.

А вы потом видели этот фильм?

Сергей Барковский: Не видел. Обещали пригласить меня на премьеру прошлым летом, но не случилось. Если бы я сыграл вождя мирового пролетариата в советское время, я бы уже был ого-го какой звездой! (Смеется).

В вашей кинобиографии есть и другие исторические личности. Какие?

Сергей Барковский: Фаддей Булгарин, издатель, журналист, неудачный литературный соперник Пушкина ("Смерть Вазир-Мухтара"), философ Фрэнсис Бэкон ("Кто был Шекспиром"), князь Безбородко ("Фаворит"), Петр Третий ("Пером и шпагой").

У вас три моноспектакля: "История села Горюхина", "Авдей Флюгарин", "Жуковский. Прощание". Сегодня этот формат востребован?

Сергей Барковский: Конечно, есть публика, которую это привлекает. Кому-то интересен материал, кто-то идет на встречу с актером. С моноспектаклями я езжу по миру, играю их по 10-12 лет. "Историю села Горюхина" по текстам Пушкина, поставленную в 2001 году, провез от Токио до Ганновера.

Вы много заняты в театре, кино, на радио, как сказал о вас Спивак: "Чудовищно, невиданно работоспособен!". Актерская профессия - это образ жизни?

Сергей Барковский: Скорее всего, да. Всегда есть, над чем работать. Профессия разноплановая: сцена, камера, микрофон. И везде нужно быть в силе, в оснащении. Не скажу, что я совсем не отдыхаю. Я занимаюсь спортом. Сны люблю смотреть. Сон - лучший отдых. Часто хожу в театр. Актеры, как правило, не ходят на чужие спектакли, а я люблю ходить в театры. Это питает энергией, будит фантазию, заставляет размышлять: это - хорошо, а тут я бы сделал иначе. А когда забываешь, что находишься в театре, отключаешь "профессионалку" и всем существом погружаешься в жизнь на сцене, - это праздник! Почувствовать себя включенным в историю персонажей, сопереживать им - это редкостное счастье, профессиональное и зрительское.

Какие роли у вас в театре! Тартюф, Чебутыкин, король Карл, Алексей Турбин, виконт Болингброк в "Стакане воды" Скриба, генерал Чарнота в "Беге" Булгакова. Какую-то новую роль репетируете?

Сергей Барковский: Нет. У меня сейчас "период накопления". За количеством ролей не гонюсь, гораздо важнее качество. Раньше хватался за всё, теперь же хочется сыграть то, что невозможно не сыграть. Сегодня в моем репертуаре 20 названий.

"Купаетесь" в роли Доменико Сориано? Вот точно ваша роль! (спектакль Семена Спивака "Семья Сориано, или Итальянская комедия" по пьесе "Филумена Мартурано" Эдуардо Де Филиппо. - От автора).

Сергей Барковский: Прыгнул в воду - плыви, а "купаться" будешь лет через пять, когда спектакль заживет своей жизнью, и не ты будешь тянуть роль за собой, а она тебя. Главное - знать, про что играешь. Почему не похож наш спектакль на фильм "Брак по-итальянски" по этой же пьесе? Там про любовь, про мужа и жену, а у нас - про семью, про отца и мать.

Вы по-прежнему работаете на историческом телеканале "365 дней ТВ"?

Сергей Барковский: У меня три передачи: "Обзор позавчерашней прессы", где я говорю от имени некоего историка-журналиста Ключевского, "Женщины в русской истории", где веду разговор от себя, и за кадром звучу в "Маленьких деталях большого города".

Какие интересные роли сыграли недавно в кино?

Сергей Барковский: В детективе Олега Погодина "Особые полномочия" (это еще рабочее название) у меня роль почти без слов. Местный дурачок, юродивый. Такие есть, наверное, в каждой второй деревне. Но кем он оказывается в конце фильма! (Раскрывать не будем). Роль "безответственная", можно просто дурачиться, хулиганить. Главных героев, которых я все время задираю, играют Пускепалис и Мерзликин.

И еще один мой юродивый шалит - в уже снятой картине, которая скоро выйдет на экраны под названием "Эффект Богарне". И с ним тоже происходят неожиданные метаморфозы.

В "Бедных родственниках" интересно было сыграть героя в пяти возрастах. А в "Дневнике доктора Зайцевой-2" мой персонаж вообще фантом.

Когда приступаешь к съемкам, не угадать, что получится. По сценарию трудно судить. Многое зависит от режиссера и от продюсера. Они могут сделать твою роль одной из основных или вырезать ее, или озвучить другим человеком. Казалось бы, вот эта картина или роль получилась и должна прозвучать! Ан нет. Или, наоборот, какой-то персонаж, которому ты не придавал особого значения, останется в памяти зрителя, и вдруг тебя узнают. Не только люди на улицах, но и коллеги, профессионалы.

Помню, как несколько лет назад вы рассказали мне в интервью, как одна девушка подошла к вам за автографом после спектакля и воскликнула: "Вы снимались в "Бандитском Петербурге"? С ума сойти! Вы же общались с самим Певцовым!" Прошли годы. Вы снялись во многих фильмах, сыграли много спектаклей в разных петербургских театрах. Вас узнают на улицах? Что говорят?

Сергей Барковский: Таких казусов больше не было. Случалось, в лесу узнавали, на грибе давал автограф. Как-то за границей плавал в море, и вдруг человек выныривает: "О, здравствуйте! Неплохо играете. Далеко не заплывайте". Хорошо, автограф не попросил, а то бы утонули вместе. (Смеется). А как-то отругали и чуть не побили за мерзкие поступки моего отрицательного героя. Это комплимент! Значит, сыграл правильно.

Кстати

Кроме Молодежного театра на Фонтанке увидеть Сергея Барковского можно на сценах петербургских театров: "Русская антреприза" имени Андрея Миронова, Театр комедии имени Акимова, "Пушкинская школа", "Алеко". Награжден премией имени Смоктуновского, актерской премией имени Андрея Миронова "Фигаро" и многими другими.

Фоторепортаж
Культура Театр Драматический театр Культура Кино и ТВ Наше кино Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург РГ-Фото Фото: Северо-Запад
Добавьте RG.RU 
в избранные источники