Картина современного состояния промышленности, которую в своем выступлении нарисовал глава комитета ТПП Валерий Платонов, получилась довольно мрачная. По его словам, в нашем экспорте доля продукции с высокой степенью переработки занимает всего 12%, тогда как, скажем, в Германии - 85%. Обрабатывающая промышленность и переработка сельхозпродукции за последние шесть лет значительно снизились. Большие надежды возлагались на малые и средние предприятия. Но и тут, к сожалению, все происходит не так, как хотелось бы. Всего, по данным Росстата, в России насчитывается 4,6 млн предприятий в стране. В них работают 22% россиян. При этом 53% малых предприятий заняты торговлей, а 72% выручки малого бизнеса дают посреднические услуги "купи-продай".С 1995 года количество государственных и муниципальных предприятий уменьшилось почти на треть. Одновременно выросло число частных предприятий. При этом, если в среднем на одном государственном и муниципальном предприятии в 1995 году работали 56 человек, то в 2000-м - уже 50, то есть практически численность не изменилась, а вот на частных предприятиях в 1995 году трудились в среднем 19 человек, а в 2010 году - 10 человек. Если эта тенденция сохранится, то через 5-7 лет частные предприятия будут состоять из трех человек в составе генерального директора, главного бухгалтера и охранника. Не надо домысливать, чем такое предприятие будет заниматься. Ситуацию нужно менять, нужна новая индустриализация, которая даст импульс развития обрабатывающих отраслей.
Важнейшей темой дискуссии стала новая редакция Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", подготовленного ТПП РФ. Заместитель председателя комитета Госдумы Павел Дорохин подробно остановился на истории работы над темой законодательного закрепления основ национальной промышленной политики, вопросах оценки предложенного законопроекта и возможности продвижения его доработанной в Госдуме версии.
По словам Павла Дорохина, одно из новшеств законопроекта - система циклического планирования, которая охватывает периоды в 3 года, 6 и 12 лет. По его мнению, основным вектором промышленной политики является модернизация в рамках новой индустриализации страны. Это путь быстрого экономического развития, диверсификации производств, создания современной развитой экономики, основанный на государственном регулировании и мощном экономическом потенциале.
По мнению парламентария, в положение о том, что концепция промышленного развития должна утверждаться правительством на основе программы социально-экономического развития, нужно добавить пункт о том, что она должна обязательно сочленяться с концепцией закона о стратегическом планировании, а также вноситься в правительство по рекомендации комитета по промышленности. Он также считает, что Национальный промышленный совет должен быть образован при президенте и в него должны входить кроме представителей правительства представители министерств, профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации.
Павел Дорохин считает, что сегодняшняя структура российской экономики открыта для инвестиций. Речь идет о предприятиях, ориентирующихся на высокий внутренний спрос, а также о заводах по переработке российского сырья, которое обычно уходит на экспорт. Инвестиции должны идти также в федеральные межотраслевые кластеры.
В секторе новой экономики свое место займут и постиндустриальные компании в социальной сфере. Новые рабочие места могут создаваться за счет крупных государственных производств и аффилированного с ними малого бизнеса, предприятий сферы услуг.
Конечно, создание новых рабочих мест потребует значительного числа новых ресурсов, однако в нашей стране ресурсов достаточно. Есть, например, работники неэффективных предприятий, служащие госсектора, где раздутые штаты.
В промышленной политике необходимо юридически обосновать приоритетное стимулирование прямых государственных и иностранных инвестиций. Средства Стабфонда из американских банков должны поэтапно направляться в создание инфраструктуры. В налоговой области необходимо установить конкурентные тарифы естественных монополий. Техническое регулирование должно быть в целом усилено, кроме того, пора переходить на международные стандарты качества, считает он.
Иное мнение высказала президент таможенного холдинга "Группа Тарго" Татьяна Круглова. По ее словам, проблемы с привлечением инвестиций вызваны невыгодными условиями. Многие западные инвесторы покидают Россию, потому что мы не даем реальных преференций инвестору в отличие от других стран и нарушаем уже подписанные соглашения. Круглова уверена, что нужны поправки в Налоговый кодекс в части льгот для инвесторов по НДС, поправки в закон о банковских гарантиях.
Участники дискуссии высказались за поддержку отдельного федерального закона о промышленной политике. По итогам дискуссии было принято решение сформировать совместную с экспертным советом при Комитете Госдумы по промышленности рабочую группу по доработке законопроекта.