Это едва ли не первый случай, когда кумиром американской публики становится европейский мюзикл, триумфальная премьера которого состоялась не на Бродвее и даже не в лондонском Уэст-энде, а в парижском Дворце спорта, переоборудованном в циклопический музыкальный театр. Музыку к спектаклю написал Клод-Мишель Шенберг, и я особенно подчеркиваю это обстоятельство: мюзикл, как и опера, как и оперетта, - создание, прежде всего, композитора, а потом уже авторов стихотворных текстов. Но по американской дурной традиции, имя композитора даже на самом авторитетном киносайте мира IMDb не упоминается.
Соревнование европейского мюзикла и американского вестерна, да еще в исполнении культового Тарантино, оказалось весьма любопытным. Они вышли на экраны одновременно, в рамках праздничных рождественских премьер, причем мюзикл - в существенно меньшем количестве кинотеатров. Но только за первый день демонстрации картина собрала 18,1 миллионов долларов, и это рекордный показатель среди всех музыкальных картин, когда-либо выходивших в американский прокат. Фильм, бюджет которого составил 61 млн долларов, по прогнозам, соберет к концу уикэнда не менее 26 миллионов. Что весьма удивило критиков: сентиментальная история из времен далекой французской революции в исполнении английского режиссера положила на обе лопатки фирменный цинизм американского гуру в родном жанре вестерна. Причиной наблюдатели называют устойчивую тенденцию: публика всегда предпочтет светлые слезы мраку депрессивных историй про месть и жестокость: в итоге картина Тарантино сняла только 15 миллионов, хотя вышла более массовым тиражом. Кроме того, "Отверженные" установили рекорд по предварительной продаже билетов: зрители хлынули штурмовать онлайновые билетные кассы задолго до премьеры. Результаты социологического опроса также показали, что 52 процента зрителей считают самым волнующим событием Рождества выход "Отверженных", и только 24 процента предпочли вестерн Тарантино.
"Отверженные" уже получили 4 номинации на премии "Золотой глобус" и, как ожидается, станут одним из главных претендентов на премии "Оскар". А сам жанр мюзикла, который часто считают умирающим, на самом деле остается в числе самых популярных: только фильм "Мамма миа", хит 2008 года, собрал в мире более 600 миллионов.
"В "Отверженных" есть сцены глубочайших страданий и отчаяния, но из зала вы выходите с ощущением торжествующей любви и с удивительным чувством надежды, - это и решает успех картины" - пишет один из экспертов Дэйв Каргер. В дни, когда мы с горечью думаем о причинах охлаждения публики к российским фильмам, это свидетельство звучит особенно актуально.
В мюзикле "Отверженные" снимались Хью Джекман, Рассел Кроу, Энн Хэтэуэй, Аманда Сайфред, Эдди Редмэйн, Саша Барон Коэн, Хелена Бонем Картер. На российские экраны фильм выйдет 7 февраля.