Владимир Путин подписал закон "Об образовании"

Президент России Владимир Путин подписал закон "Об образовании".

Работа над документом длилась больше трех лет. За это время проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в интернете. На специальный сайт поступило около 11 тысяч комментариев. После общественных слушаний все поправки от граждан были проанализированы, обобщены и включены в текст новой версии. После чего споры продолжились. В итоге даже на первом и втором слушаниях в Госдуме текст проекта значительно дорабатывался. По словам председателя комитета по образованию Госдумы Александра Дегтярева, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан и поступило более 40 тысяч коллективных сообщений.  

Текст первой версии закона содержал почти 400 страниц и включал в себя множество мелких вопросов, вплоть до размера окладов профессоров вуза. И сразу же в работу активно включился Российский Союз Ректоров, который указал на то, что в тексте недостаточно общих положений и понятий, зато излишне подробно уточняются многие нормы, которые можно прописать в других нормативных актах.  По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, вначале проект был похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства. "А слишком большое количество декларативных норм может любой закон "провалить" - так комментировал ректор первый вариант.

ПТУ отменяется

Бурные споры развернулись вокруг отмены уровня начального профобразования и отсутствия понятия "академия". В то время многие вузы успели перерегистрировать старые названия "институт" или "университет" и стать "академиями". Как только вариант проекта без "академий" был обнародован, некоторые ректоры поспешили снова сменить название. В итоге в законе главным стало общее понятие "образовательная организация".

А вот сторонникам начального профобразования  доказать, что этот уровень необходим, не удалось. По словам члена комитета по образованию Григория Балыхина, в Думе шли острые дискуссии - быть или нет начальному профобразованию. Оно сейчас включено в среднее профобразование, которые предлагает два вида программ - подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.           

Во время обсуждения законопроекта были внесены многие поправки и устранены неточности. Например, в проекте появилось понятие "семейное образование". Большой блок поправок был связан с художественным и музыкальным образованием.

Есть билет на балет

В России исторически сложилось так, что некоторые творческие учебные заведения, например, балетные, музыкальные училища, давали одновременно и школьное, и профессиональное образование. В эти учебные заведения детей отбирают по особому конкурсу, и учебные планы предусматривают не только школьные предметы - русский, математику, историю, биологию, но и профессиональные дисциплины. Проект закона "Об образовании" не учитывал эти нюансы. Получалось, что целый ряд училищ выпадал из законодательного поля.

Сейчас в законе закреплено право учебных заведений вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование. Разрешено отбирать детей по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.
Еще важная деталь: в проект закона "Об образовании" депутаты внесли поправки о безопасности школьной среды и страховании школьников, так как в последние годы в школах резко выросло число несчастных случаев. Директорам в таких ситуациях до сих приходилось заполнять документы образца 1990 года с аббревиатурой "СССР".

Не частный  горшок

Дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в законе дошкольное образование отделено от "присмотра и ухода" за детьми, что значительно расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.

А для детей, с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения, где они "без дискриминации" могли бы получить качественное образование. Отдельным пунктом прописано понятие "инклюзивного образования". Это уточнение в законе позволит регионам принимать решения по дополнительному финансированию детских садов, школ и колледжей, которые предлагают такие программы детям, страдающими тяжелыми недугами. По мнению директоров школ, где есть инклюзивные программы, финансирование на одного ребенка с особыми образовательными потребностями, должно быть в 2-3 раза выше, чем на остальных учеников. В Москве, к примеру, такой норматив уже заложен в бюджете. На одного "особого" ученика школы с инклюзией отпускается от 240 до 360 тысяч рублей в год в зависимости от диагноза. И эти средства позволяют успешно интегрировать не вполне здоровых детей в социальную среду.

На село накинут сеть

В законе прописан высокий социальный статус учителя и сохранены льготы сельским учителям по ЖКХ, вокруг которых было много споров. Кроме того, всем педагогам даны гарантии, что их зарплата не будет ниже средней по экономике региона.

В законе есть понятие "конфликт интересов педагога". И разъясняется, что под этим подразумевается -  заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы. Скажем, когда учитель ведет и уроки, и платные занятия у одних и тех же учеников.

Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Впрочем, исключение сделано для некоторых программ. Закон закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым, как и федеральным и национально-исследовательским университетам дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. По решению правительства это право может быть и у некоторых других вузов. После принятия законопроекта изменятся правила поступления в вузы. Основная льгота у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, будет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.

комментарии

Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации:

- Этот закон касается каждой семьи, он обращен в будущее. Из материалов, которые поступали в Совет Федерации из регионов, было видно, что работы над проектом будет много. Почти в каждом обращении была просьба законодательно отрегулировать работу малокомплектных школ.

Сергей Степашин, председатель Счетной палаты:

- Самый сложный вопрос, который всегда встает при обсуждении таких важных законов - разделение финансовых обязательств между региональными и федеральным бюджетом. Если региону дать много полномочий, а средств у него нет, ничего хорошего из этого не выйдет.

Григорий Балыхин, член комитета по образованию Госдумы:

- Из двух тысяч замечаний и предложений, которые пришли от экспертных советов, заинтересованных ведомств, я не видел ни одного, которое поддерживало бы отсутствие начального профобразования как вида. В нашем комитете была создана рабочая группа по проекту закона "Об образовании", где мы рассматривали самые проблемные вопросы. И судьба начального профобразования - один из таких вопросов.   

Денис Мацуев, пианист, председатель Общественного совета при Минкультуры России:

- Принятая поправка, касающаяся специальных музыкальных школ, имеет историческое значение для нашего музыкального образования. Ситуация была критической: по прежним формулировкам шансов сохранить профессиональную музыкальную школу в России не оставалось, и совсем скоро последствия были бы плачевными. Это ясно, что нельзя спецшколы для одаренных детей приравнивать к общеобразовательным, нельзя вместо специальности и занятий на инструменте загружать их уроками математики, в такие школы нельзя принимать детей без конкурса, просто по месту жительства, и нет смысла начинать профессионально учить музыке (как и балету, и живописи) с 13 лет. Принятая поправка вернет все на свои места, а значит, сохранит нашу российскую исполнительскую школу, признанную во всем мире.

Елена Волкова, директор центра образования 1447, Москва:

- Центр образования начал работать по программам инклюзива девять лет назад. В то время далеко не все учителя и родители поддерживали нас. А те, кто был "за", спрашивали: кто будет писать программы? Как быть, если дети с синдромом Дауна не могут осилить физику и химию? Где брать тьюторов для учеников, которые нуждаются в ежеминутном внимании? Сколько заплатят педагогу в инклюзивном классе? И какой документ выдавать "особым" ученикам? Аттестат или справку коррекционной школы? Никаких разъяснений и рекомендаций в документах не было. Как и законодательного понятия "инклюзивное образование".  То, что оно появилось - очень важно и для педагогов, и для родителей.

Что принципиально нового появится в российском образовании после принятия закона "Об Образовании":

В школе:

  •  Преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной территории;
  •  Индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах.
  •  Отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения.
  •  Закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.

В колледжах, техникумах:

  • Закрытие профтехучилищ, которые предлагают программы начального профобразования.
  • Право учебных заведений на инклюзивные и интегрированные программы и отбор учащихся.

В вузах:

  • Результаты ЕГЭ будут действительны 5 лет;
  • Список льготников при поступлении сократится;
  • Устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, других категорий инвалидов в пределах (10 процентов), все другие категории пойдут учиться бесплатно на подготовительные отделения вузов.
  • Бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз.
  • Все вузы, включая частные, будут обязаны участвовать в мониторинге минобрнауки.

Кого возьмут на бесплатные подготовительные отделения вузов :

  • Дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
  • Граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы;
  • Чернобыльцы;
  • Дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств.