Появление оркестровой партитуры мюзикла "Маленький лорд" (по роману Френсис Бернет "Маленький лорд Фаунтлерой"), исполнявшегося прежде в фортепианной версии в Лондоне, стало инициативой Краковской оперы, сделавшей заказ на оркестровку и перевод либретто с английского языка на польский композитору Стивену Марквику. Оперный театр в 2008 году получил от города новое здание - с тремя залами, с современным сценическим оборудованием, с акустическим потолком, с возможностями разнообразного проведения досуга в привлекательном комплексе, созданном в духе геометрического минимал-арта. Кроме театральных пространств, Краковская опера получила ресторан, лекционный зал, выставочную территорию и разворачивает теперь программы на все вкусы: опера, балет, оперетта, развлекательные и образовательные проекты, фестивали. Однако мюзикл, ориентированный на детскую аудиторию, появился здесь впервые. И меньше чем за сезон побил все рекорды посещаемости: оказалось, что "старомодная" сентиментальная история об американском мальчике Седрике, переплывшем через океан в Англию, где ему добрыми поступками удалось "растопить" сердце и перевоспитать в духе гуманистических ценностей своего деда-лорда - чопорного английского аристократа, до сих пор не исчерпала своих ресурсов воздействия на аудиторию.
Тем более что в мюзикле Стивена Марквика мелодрама позапрошлого века приобрела сказочные очертания диснеевских историй, соединенных с музыкой в постуэбберовском ключе. И надо отметить, что настоящий драйв мюзикла в спектакле Краковской оперы был создан не механическим копированием бродвейских "стандартов", а отличным качеством поющей хореографической массовки, органичной работой солистов в жанре "зонга", также - захватывающей энергией оркестра под управлением Себастьяна Перловского. Для дирижера, по его словам, интересным в партитуре Марквика был гибрид джазовой музыки с симфоническим звучанием. Регтайм, как ритмическая база, блюзовые гармонии, квазиголливудская оркестровка с преобладанием, как у Бернстайна, смычковых, одновременно - старое полифоническое мышление.
В "детском" формате подобная партитура - редкость, так же, как и столь искусный жанровый "монтаж" на сцене. Поставленный режиссером Янушем Шидловским и художником Анной Секула спектакль "Маленький лорд" оперирует и приемами традиционного психологического театра, и техниками мюзикла, и игрой в "шоу" с использованием новейших технологий. Но главное, в Краковской опере нашелся удивительный "маленький лорд" - юный Доминик Дворак, естественный и обаятельный, доказавший неувядаемость душевных ценностей, так нелепо попавших в новом веке в разряд старомодных.
Справка "РГ":
Краковская опера дает 200 представлений в год, выпускает 6-7 премьер в сезон. В репертуаре - польская, зарубежная, русская классика, современные польские партитуры. Заполняемость залов - 98 %.